На состояние нынешнего политического режима в России не может не влиять ее политическое прошлое: давнее – длительный режим абсолютной власти монархов, тоталитарный и авторитарно-бюрократический советский режим; недавнее – авторитарно-либеральный, в чем-то напоминающий «изнанку» большевизма и даже полукриминальный режим 90-х годов…
Несмотря на то, что законодательная и исполнительная власть делали некоторые реальные шаги к демократии – формированию многопартийности, разрешению реальной оппозиции, совершенствованию избирательной системы и т.д. – все это часто превращалось, в собственную противоположность: демократия – в популизм, борьба с бюрократизмом – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов» и т.д.
Партийная система и партии, действующие в ней, не несут в реальности тех функций, которые характерны для демократического режима. Они в основном обслуживают интересы властвующей или оппозиционной элиты, а не широких социальных групп и слоев. Несмотря на частые и многообещающие декларации правящей партии о борьбе с коррупцией, взяточничеством, об освобождении собственников (в особенности - мелких и средних) от бюрократического пресса власти – позитивных сдвигов в этих сферах не наблюдается.
Авторитарно-бюрократическая модель (вертикаль) власти зависла над обществом и с огромным трудом пытается перестраивать себя под усиливающимся напором критики и недовольства со стороны активных и предприимчивых граждан. Создается впечатление, что сдерживает ее от решительных и реальных шагов к демократизации режима страх перед «оранжевыми» провокациями несистемной оппозиции, неуверенности в способности гражданского общества к эффективной самоорганизации, к конституционному участию в делах власти, к контролю за ней.
Тем не менее, в политической системе формируются предпосылки для реальной ее демократизации. Режим можно считать переходным – от авторитарного к демократическому, хотя традиции авторитаризма еще сильны. Но путь к демократии – один: через стимулирование участия граждан в политике, освобождение их для этого от всех бюрократических барьеров и препон. Преодолевать отчуждение от власти, характерное для авторитарного режима, можно лишь привлекая людей к реальному, практическому, а не формальному политическому участию.