В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение Киевской Руси - "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти.
Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилья. Причины бедствий, постигших русский народ, его борьба против поработителей становятся основными темами летописных произведений.
В период объединения Руси признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы: Они были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории "Москва - третий Рим", обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в.
Борьба за укрепление самодержавия, за упразднение некоторых сохранившихся еще боярско-княжеских привилегий усилилась в период правления Ивана IV. Наиболее отчетливо столкновение тенденций проявилось в полемике между Иваном IV и князем Андреем Курбским. Многие аргументы, использовавшиеся Иваном IV в этой полемике, а также реформы, проведенные им, были теоретически подготовлены в челобитных царю Ивана Пересветова, содержавших практически политическую программу назревших преобразований. Служилый дворянин Пересветов пытался провести идею моральной ответственности царя за благополучие подданных и государства.
В 17 в. с точки зрения сторонников идеи просвещенного абсолютизма В.Н.Татищева (1686-1750), И.Т. Посошкова (1652-1726) и других, государство есть средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода.
Сподвижник Петра I, видный церковный деятель Феофан Прокопович (1681-1737) пытался соединить божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. По его мнению, государство - результат сознательного объединения людей; по внушению Бога народ сам передал власть монарху.
В развитии политической мысли России XIX века можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.
Либерализм как политическая идеология исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Основателем охранительного либерализма был профессор права Б.Н. Чичерин (1828-1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, которое ограничивает всякую власть. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и форм политических институтов на Западе.
Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили и противоположную тенденцию - усиление консерватизма. Консерватизм отражал стремление к сохранению традиций, обычаев, самобытности. Заслуга определения принципов концепции русского консерватизма принадлежит графу С.С. Уварову, который выразил смысл славянофильства формулой "православие, самодержавие, народность".
Политический радикализм. Впервые идею революционного низвержения самодержавия сформулировал в виде теории писатель и философ А.Н. Радищев. Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру древнего Новгорода и Пскова. После А.Н.Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П.И.Пестеля (1793-1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности.
Во второй половине 19 в. политическая мысль России испытала значительное влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся формы государственности.
Революционеры - демократы В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Д.И.Писарев (1840-1868) настаивали на вооруженном восстании как единственном средстве свершения самодержавия. Они утверждали, что это должна быть крестьянская революция, цель которой - установить "социальную республику" с верховной властью народа.
Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся государственным институтам, самодержавию отчетливо прослеживается в русском анархизме. Наиболее известные представители анархизма М.А. Бакунин (1814-1876) и П.А. Кропоткин (1842-1921) исходили из тезиса: государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархисты резко критиковали идеи государственного социализма, подчеркивали развращающее влияние власти на личность, требовали справедливости и уважения прав и свобод индивида. Именно эта критика определяет их значимость в истории политической мысли России в рассматриваемый период.