Современная политология – сложная, многосоставная наука. Это и порождает разные мнения о том, единая она или нет.
Рождалась политическая наука внутри целого ряда предшествовавших ей других наук. Поэтому правомерен термин «политические учения».
Множественность политологии обосновывается и тем, что политическую сферу жизни политология отражает с разных сторон, позиций, подходов. Это порождает многочисленные школы, направления внутри науки. Есть и «разные» политологии внутри одной науки. Например, общая, прикладная, теоретическая, эмпирическая (как разные формы политического знания).
Возраст. Если иметь в виду философско-этические, правовые учения о политике и власти, то им действительно несколько тысячелетий. Если же говорить о политической науке, опирающейся на исследования политического опыта, реальных механизмов властвования, то ее история значительно короче.
Есть повод начинать отсчет этой истории с Макиавелли (XVI в.). Его учение о власти государя, о политике во многом созвучно современным теориям, даже таким «сверхновым», как политический маркетинг, политический менеджмент. С Макиавелли действительно постепенно завершается политико-философское мудрствование и начинается реалистическая политическая наука, пригодная для использования в политической практике.
Но масштабное распространение политологии как науки и профессиональной деятельности исследователи относят к концу XIX века. В США с 1860-х годов начали образовываться в колледжах и университетах кафедры политической науки, которые вели и ее преподавание, и исследования, стали выходить научно-политические издания.
С этого времени, особенно в начале XX века, начинается бурное развитие политологии и укрепление связи ученых с политиками, государственными деятелями, испытывавшими потребность в научных знаниях для решения общественных проблем.
На этом этапе активно шло становление политической науки также во Франции, Германии, Великобритании. Европейскими учеными, как и американскими, придавалось особое значение нормативным, формальным аспектам политической науки и деятельности политических институтов, то есть должному в политике, власти.
Постепенно, с конца 1920-х гг. в США заявляет себя бихевиористское направление в политической науке, в центре которого – изучение поведения конкретных людей в политике. А оно дает толчок новому – сциентистскому, связанному с поиском надежных методов политических исследований, которые дали бы уверенность в возможности решения политических проблем. Появились в политологии в то время и «антисциентисты», опасавшиеся, что детализация, математизация исследований уведет политологов от «большой теории».
Итак, уже к 40-м годам ХХ века политология заявила себя как динамично развивающаяся наука, активно расширявшая спектр и методы своих исследований. Д. Берджес, Ч. Мерриам, Т. Лассуэл (США), Г. Ласки (Великобритания), Р. Михельс (Германия), Р. Арон, М. Дюверже (Франция) и других.
Послевоенные десятилетия – это новый, еще более бурный этап расширения исследований, охвата все новых проблем политической жизни: функционирования политических систем и их институтов, протекания политических процессов, влияния на них политического сознания, культуры, общественного мнения, идеологий и т.д.
В России политическая наука в качестве самостоятельной стала оформляться с некоторым запаздыванием по сравнению с Западом. Однако на рубеже XIX и XX веков она стала заметным явлением научной жизни. Этому способствовало появление работ «Истории политических учений», «О народном представительстве» (Чичерин), «Монархическая государственность (Тихомиров), «Демократия и политические партии» (Острогорский).
По глубине содержания, проблематике работы российские политические исследования этого времени не уступают европейским, поднимают важные проблемы демократических преобразований в России с учетом исторических особенностей ее развития и необходимости раскрепощения личности, формирования из подданного свободного гражданина.
Однако абсолютистско-монархическое государство всячески препятствовало этому и невольно радикализировало политические взгляды и движения. Результатом этого стала целая череда катаклизмов, прервавших этот процесс и круто изменивших политическую реальность России. В новом, казарменно-социалистическом варианте развития страны, политология оказалась не только не востребованной, а и опасной для власти. Лишь в 1990-х годах началось активное восстановление российской политологии, ее преподавание и интеграция в мировую политическую науку.