Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры; философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет; многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей; в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориентации самой философии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д. Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы: онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего; гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности; эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования; философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии; праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры. Структура философского знания
Структура философского знания: гносеология (эпистемология), онтология, аксиология (деонтология). Это основные разделы философского знания.
Проблемой является познание, но как онтико-онтологическая проблема. Ontos – «сущее». «Ontos» говорит о том, что то, что человек видит есть и не может не быть. Сущее в его существовании удостоверяется нами телесно, чувственно, опытно. Философия говорит, что «сущее» это то, что наиболее близко человеку, потому что оно чувственно и телесно удостоверяется. Но только для человека проблема сущего ставит проблему закона, по которому это сущее есть и не может не быть. То есть ставит проблему отнологическую, проблему познания того закона, по которому существует то, что есть. Чем ближе к онтическому человек, тем дальше он от онтологического. Чем больше человек пребывает в мире, тем больше он ставит проблем познания законов вещей, существующих в этом мире. Сам человек онтически не укоренён, его существование всего есть проблема. Человек, познавая мир, познаёт себя. Собственно философская проблематика исходит из центральной проблемы познания, но формулируется как онтико-онлотогическая проблема.
Философия говорит не о том, что человек обладает мудростью, а о том, что человек испытывает потребность в мудрости. Все рассуждают, но не все рассуждают правильно. Онтологическая проблематика (проблематика постижения бытия) добавляется проблематикой гносеологической (проблематика постижения исходных принципов и методов познания через истину..?)
Знание является необходимым, но недостаточным условием решения мировоззренческих проблем человека, потому что знать и руководствоваться знаниями в своей жизни – не одно и то же.
Апостол Павел: «Почему то, что хочу, не делаю, а то, что ненавижу, делаю?» То, что хочу – это то, что необходимо сделать. Этот вопрос касается воли человека. Гносеологическая проблематика ставит проблему должного. Если человек не укоренён, если ему необходимо знание, чтобы быть в этом мире, то человек – это всегда ответственность и долг перед собой и другими людьми. Так открывается деонтологическая проблематика философского знания.
Эта проблематика конструирует сферу должного существования человека и тем самым ещё одним структурным элементом философского знания является аксиология (теория ценностей)
Воля позволяет человеку сущесвовать и быть при этом независимым от чувств, которые всегда представляют собой аффективность состояния человека. Подчинение чувствам и страстям ввергает человека в стихию природы рефлекторного и инстинктивного, тогда как руководство разумными доводами делает человека независимым от инстинктов и более того позволяет человеку управлять своей рефлекторной природой. И это благодаря тому, что чувства опосредуются волей. В этом отношении философия своей деонтологическая проблематикой открывает важную сферу человеческой жизни: этику, нравственность и мораль. При этом под этикой понимается сумма требований, которые предъявляет данная общность людей к своим членам. Отсюда человек – существо эмоциональное, а не нравственное и инстинктивное. В таком случае встает проблема в сфере деонтологии – воля. Воля – есть род причинности живых существ, поскольку они разумны, а быть разумным – это значить быть независимым, быть основанием своих поступков (Кант). Причинность характеризует событие, связанное с порождением нового. Каждая вещь существует по законам, и только разумное существо имеет волю или способность действовать, согласно представлению о законах, то есть по принципам. Воля человека есть то, что реализует его автономность, поэтому когда Кант говорит о вечных вопросах, стоящих перед человеком, это вопросы: что я должен знать и делать, на что я смею надеяться, он отвечает на все эти вопросы, мы отвечаем на вопрос «что такое человек?». Именно человек, как волевое существо, с естественной необходимостью, вступает в отношения с другими людьми. Это обусловлено тем, что человек обладает многими потребностями, и эти потребности он может удовлетворить только в процессе обмена благами с другими, поэтому человеку просто надлежит жить в обществе. И общество представляет собой реальность, в которой обозначается слово «социальное». Социальное характеризует способы и формы взаимодействия людей, груб и общности в целом, и люди взаимодействуют друг с другом именно потому, что данное взаимодействие есть необходимое условие реализации поставленных целей. Поэтому социальность свойственно человеку. Это означает, что соц связи, по своему характеру, есть связи телеологические (целевые). Цель – предмет устремлений человека, а следовательно то желаемое будущее, без которого человек не мыслит себя. Когда мы говорим о цели, то возникает вопрос: чем она обусловлена. Деонтологическая проблематика ставит проблемы ценностей (аксиологическая проблематика). Цели обусловлены предпочтениями ценностей людей. Ценность – это разделяемые людьми убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться. Если человек волевое существо, то любой, попадающийся ему на глаза предмет, событие, процесс, они всегда ценностно нагружены. Всякий объект человеческого действия всегда выступает волютативным референтом. Ценности всегда носят нормативный характер, а значит предполагают систему норм и правил, которым должны руководствоваться люди, и каковы ценности данного сообщества, такова и нравственная конституция данного сообщества. Философия рассматривает человека, как мировоззренческое существо и следовательно предметом философии является сфера сущего в неразрывном единстве со сферой должного. Философия – единство разума теоретического и практического.