пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Византийско-древнерусские связи. Причины и последствия принятия христианства

Ближайшим южным соседом Древнерусского госу­дарства являлась Византия. Мирные отношения сме­нялись военными конфликтами. В 860 г. Русь впервые «пошла» на Константинополь. Но император Михаил III был занят совсем другим — войной с арабами, поэтому результа­том похода стало мирное соглашение. В 907 г. киевский князь Олег собрал многочисленное войско и отправился к столице Византии. Итогом этого похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 г. Русь заключила выгодный для себя мирный договор, предусматривавший существование постоянных колоний русских купцов в столице Византии. В 941 г. в ответ на нарушение византийцами договора князь Игорь отправился на Константинополь, однако потерпел не­удачу. В 944 г. он предпринял новый поход, во время которо­го откликнулся на предложение греков и подписал с ними до­говор о мире. Его жена княгиня Ольга укрепила отношения между двумя странами, совершив в 955 г. дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство.

Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава - сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II Фока решил столкнуть между собой Русь и Ду­найскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить. По­этому Никифор предложил Святославу совершить поход на Балканы. Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которыми Визан­тия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого по­ворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болга­рии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз с бол­гарским царем Борисом против Византии. Началась война.

Военные действия проходили с переменным успехом. В итоге Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. византийский император Иоанн Цимисхий начал наступление. Он занял столицу Болгарии и разгро­мил войско Святослава. Киевскому князю пришлось согласить­ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по­лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени­ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

При Владимире отношения с Византией вступили в но­вый этап, ознаменованный

принятием Русью хрис­тианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за­хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им­ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им­ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.

Основные объективные причины принятия христианства на Руси. 
Итак, почему же Русь была крещена? 
На сегодня современные историки называют три основные причины этого: 
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало 
в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних 
славян. 
2. Несовместимость установившегося государственного единства 
разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также 
неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому 
государству должен был соответствовать и единый религиозный культ. 
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие 
международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего 
в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с 
язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни 
государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и 
могучего, способного защитить себя государства. 

Политические последствия 
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной Церквей, но в период, когда он де-факто уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и в практике взаимоотношений церковной и светской властей. 
В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх) , а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев) , Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. 
Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвояли скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е. 

Культурные последствия 
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль. 
Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию - например, Масленица) , некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища) . Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.


26.05.2014; 12:13
хиты: 4601
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь