С трагедии «Гамлет» (1601) начинается новый этап творческого развития Шекспира. Она является одной из высочайших вершин творчества. Трагическое сознание драматурга достигает здесь своей кульминации. В истории жанра кровавой драмы произошли глубокие изменения, в частности, это нашло отражение в творчестве Шекспира. Ранние произведения такого типа характеризовались обилием ужасов и жестокости, следующей ступенью в развитии этого вида пьес было перенесение центра в сферу психологии и проблем этики. Драма стала заведовать страстями и человеческой душой. Ш. утратил веру в идеального монарха. Он размышлял над неустроенностью мира, над трагедией личности, живущей в переходную эпоху, когда «распалась связь времен» и «время вывихнуло суставы». Мир елизаветинской Англии уходил в прошлое, на смену приходил мир циничных хищников, пробивающих себе путь преступлениями, не считаясь с моралью. Время неотвратимо двигалось. И герои шекспировских трагедий не могут остановить его. Не может Гамлет вправить «вышедшее из суставов время».
Драматические события развертываются за тяжелыми каменными стенами королевского замка в Эльсиноре. Сюжет трагедии восходит к средневековому сказанию о датском принце Амлете, мстящем за предательское убийство отца (История датчан Самсона Грамматика). Когда он принялся за переработку пьесы предшественника, он сохранил сюжетную канву, но наполнил её новым содержанием. Тема мести осталась в трагедии, но внимание зрителей было перенесено с внешней борьбы на духовную драму героя. Мстители ранних трагедий мести были людьми энергичными, одержимыми одним лишь стремлением отомстить. Их отличала порывистость, непреклонность воли, они очень оживлённо выполняли кровавое дело, которое считали своим долгом. Гамлет – герой совсем иного душевного склада. С первого появления мы видим, что душа его поражена меланхолией. Меланхолия была «модой» в конце 16 в.
В первое десятилетие драматург.деят-ти Шекспиру было свойственно оптимистическое мировосприятие, он верил в возможность осуществления гуманистических идеалов, меланхолия была ему чужда. Он её даже осмеивал. Настроение, пронизывающее Гамлета, было иным. Теперь меланхолия выступает как выражение глубокой душевной депрессии, охватившей героя.
«Гамлет» является переломным произведением в творчестве Шекспира. С неё начинается трагический период его драматург.деят-ти. Даже комедии, созданные вслед за «Гамлетом», отличались от «чистых» комедий. Гамлет – первое произведение, в к-м мировосприятие Ш-ра становится трагичным. Здесь обнаруживается закономерность зла в жизни. Трагедия – не только и з о б р а ж е н и е зла в жизни, смысл заключается в о с о з н а н и и зла, в стремлении постичь его корни и найти средства борьбы против него. Пафос трагедии составляет негодование против всесилия зла.Сопоставляя с «Р. и Д.», в которой мы видели красочный мир Италии эпохи Возрождения, наблюдали развитие великой страсти, в «Гамлете» всё с самого начало окрашено в мрачные тона, в РиД завязка возвыш.любовь, в Г – смерть короля, его убийство, в РиД поэтические гимны красоте, радости жизни и любви, в Г – образы смерти, гниения, разложения.
«Гамлет» является художественным отражением эпохи грандиозного перелома, когда совершался переход от феодального к буржуазному строю. В психологии, в мыслях, чувствах и поведении героев – во всём этом отражено то, как люди переживали эту «ломку».
Главное изменение: над сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять, в чём смысл существования человека.
При создании «Гамлета» Шекспир использовал все приёмы театра, драмы и поэзии. Нигде в предшествующей драматургии и даже в его собственном творчестве мы не найдём подобного органического единства судеб людей. В «Гамлете» судьбы всех персонажей тем или иным образом соединены в многообразие связей. Притом в судьбе каждого происходят неожиданные повороты.
2) До Гамлета у ш-ра не было героев, чей жизненный путь, характер и чувства были представлены в процессе сложного и противоречивого развития. (все образы в движении)
3) наполненность трагедии мыслью. Носитель – Гамлет. Создал образ великого мыслителя.
4) философия воинственного человеколюбия (Гамлет, борясь против Клавдия, борется против зла)
Наделенный проницательностью и всеохватным умом, Гамлет видит в этом единичном событии тревожное знамение времени. Эльсинор стал заповедником лицемерия, коварства, зла. Данию же Гамлет называет тюрьмой. Проницательный человек, Гамлет ощущает свое трагическое одиночество. Любимая им мать стала женой главного злодея, милая Офелия не находит в себе сил противиться воле отца, приятели детства Розенкранц и Гильденстерн готовы услужить тирану, только Горацио верен Гамлету и понимает его.
Гамлет – человек нового времени, человек мысли. Размышления – его естественная потребность. В знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет как бы сводит счеты со своей собственной мыслью.
В финале трагедии молодой норвежский принц Фортинбрас приказывает воздать умершему Гамлету воинские почести. Гамлет – герой. Только для зрителя он уже не герой старинного сказания, живший еще в языческие времена, но герой нового времени, образованный, умный, поднявшийся на борьбу против темного царства себялюбия и коварства.
«Гамлет» - произведение огромного диапазона. Охватывает проблемы истории эпохи, гос-ной жизни, нравственного существования, психологии, религия, философия, политика, этика и т.д. выражено это через глубочайшие переживания человеческого духа.