Со второй половины XV в. немецкая литература вступает в полосу подъема. Она развивается под знаком раскрепощения человеческой мысли от христианской догматики и схоластики, освобождения народа от феодального и церковного гнета. Вдохновителями этого движения были гуманисты (от лат. humanus — человеческий)—передовые ученые, общественные деятели той эпохи, рассматривавшие все явления современной им действительности с точки зрения человеческих интересов. Они боролись за светское образование, стремились сблизить искусство и науку с жизнью.
Энгельс называет Возрождение «величайшим прогрессивным переворотом», эпохой, которая «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»,— временем, когда «в Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература»1. В числе крупнейших фигур Ренессанса Энгельс называет А. Дюрера и М. Лютера.
Гуманисты высоко ценят разум, подлинные, а не схоластические знания. Отсюда их решительные выступления против Различных проявлений невежества, обскурантизма, против схоластов, кичившихся своей мнимой ученостью. В немецком гуманизме весьма популярен особый литературный жанр, высмеивающий глупость. Сатиру на «дураков» (неразумных правителей, глупых попов, псевдоученых и т. д.) пишут С. Брант, Эразм Роттердамский и др.
Характерно также, что первыми очагами гуманистической мысли в Германии были университеты. Именно в их стенах впервые появились ученые, которые, познакомившись с культурными достижениями античного мира и гуманистической культурой Италии, начали атаки на схоластическую премудрость. Они давали бой обскурантам, объявлявшим ересью любое отступление от христианской догматики, тормозившим развитие науки.
Развитие гуманизма наиболее интенсивно протекало в передовых в экономическом отношении городах Германии (Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург), расположенных на торговых путях с юга на запад и восток. Именно здесь рождались произведения нового гуманистического искусства — полотна Дюрера и Гольбейна, стихотворения Г. Сакса и И. Фишарта. Остальные области Германской империи являлись провинциальным средневековым захолустьем, были оплотом обскурантизма и политической реакции. Неравномерность экономического развития стала источником политической раздробленности Германии. В ней не было экономических предпосылок для общенационального объединения. В стране существовало несколько центров, в которых князья осуществляли всю полноту власти и были по существу независимыми от императора. Отсутствие национального единства препятствовало формированию национального искусства. Немецкое Возрождение не знает таких писателей, как Шекспир в Англии, Сервантес в Испании, Рабле во Франции. Немецкая литература XV—XVI вв. отмечена печатью известного провинциализма, она носит во многом ученый, кабинетный характер, занята решением богословских вопросов. Лишь в годы напряженной общественно-политической, идеологической борьбы (Реформация, Крестьянская война) она проникается революционным пафосом, становится рупором общенациональных интересов (Лютер, Гуттен, Эразм). Творчество немецких гуманистов развертывается главным образом в идеологическом русле. Оно направлено на развенчание обскурантизма, порочной жизни монахов, попов, князей. Отсюда его сатирическая и морально-дидактическая направленность. В нем нет раскрытия противоречий действительности через борьбу человеческих индивидуальностей. Реализм в искусстве немецкого Возрождения выражен слабо.
Немецкая литература XVI в. была неоднородной в идеологическом отношении. Большую роль в ней играли гуманисты, критиковавшие схоластику и невежество с позиций разума и гуманизма (Бебель, Рейхлин, Эразм Роттердамский). Вторую группу составляли писатели, связанные с реформационным движением (Гуттен, Лютер и др.) Особое место в немецком Ренессансе занимает бюргерская литература (Брант, Мурнер, Г. Сакс и др.), авторы которой изображают преимущественно мещанскую жизнь и оценивают изображаемое с точки зрения интересов бюргера. Наконец, в эпоху Возрождения в Германии существовало безымянное народное творчество, получившее конкретное выражение в народных песнях, в народных книгах и т.
Себастьян Брант. Родоначальником демократического направления немецкой бюргерской сатиры, уроженец Страсбурга, доктор прав и профессор Базельского университета. Был близок к кружку гуманистов своего города, но остался в стороне от гуманистического свободомыслия. Широкой популярностью пользовалась его стихотворная сатира «Корабль дураков» (1494), положившая начала «литературе о глупцах».
Брант высмеивает представителей общественных пороков своего времени. Толпа глупцов наполняет корабль, отплывающий в Наррагонию («страну глупцов»). Среди них выступают ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, прелюбодеи, хвастуны и грубияны, богохульники и многие другие. Каждому из них автор читает проповедь, пересыпая ее моральными примерами и сентенциями из библии и античных писателей. Религиозно-моральной мировоззрение автора еще ограничено средневековыми представлениями. Он сетует на упадок благочестия и осуждает танцы и любовные серенады. Он жалуется на чрезмерное распространение книг, предостерегает от увлечения языческими поэтами и вместе с алхимией и астрологией отвергает математику, смеясь над суетными попытками «циркулем» измерить поверхность земли. Осуждает корыстолюбие и эгоизм богатых и знатных. Предчувствуя грядущие социальные потрясения, говорит о них образцами апокалипсиса: «Час близится! Близится час! Боюсь, что антихрист уже недалеко!»
Ганс Сакс. Представитель немецкой бюргерской литературы 16 в. Родился в Нюрнберге, в семье портного, получил некоторое образование в «латинской школе» своего родного города, поступил учеником к сапожнику, путешествовал несколько лет по западной и южной Германии, занимаясь ремеслом и одновременно «благородным искусством мейстерзанга», вернулся снова в Нюрнберг.
Ганс Сакс примкнул к умеренной бюргерской реформации Лютера. В прозаическом диалоге «Спор между священником и сапожником» (1524) он выводит на сцену невежественного церковника, негодующего против вмешательства светских людей в богословские вопросы, и сапожника-лютеранина, побивающего своего противника цитатами из библии. Духовенство и папская власть запретили поэту продолжать полемику. После этого он становится целиком поэтом частной жизни.
Сюжеты своих повествовательных и драматических произведений Ганс Сакс заимствовал из сборников шванков и басен, из немецких народных книг, из хроник и описаний путешествий. Широкая начитанность Сакса была новым явление в бюргерской литературе и характерна для писателя, выросшего в окружении гуманистических интересов.