“Эпопея (греч. epopoiїa = эпическое поэтическое произведение), устаревшее обозн. для эпоса .Эпическое произведение большого объема, обычно стихотворное, отмеченное пафосом и авторитетом. Прототипами эпопеи были в греческой литературе «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а в латинской «Энеида» Вергилия”
Установление в 10-11 вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на два антагонистических класса – феодалов и крепостных крестьян. Рождается письменная литра на национальных языках.
Интересы и воззрения привилегированных классов общества находят широкое выражение в рыцарской и клерикальной литературе периода развития феодализма. С 12 в. усиливается значение городов как центров цехового ремесла и торговли, выросших в основном из поселений крепостных, покинувших феодальные поместья. Они создают особую, «бюргерскую» (городскую) литературу, по своей тенденции оппозиционную и демократическую.
основные направления средневековой литературы, различные по своему социальному происхождению, развиваются не изолированно, а во взаимодействии.
1) рыцарская литра 2) бюргерская (городская) 3) народная поэзия (устная форма) 14-15 в.
Собственно народная поэзия не дошла до нас в более ранних письменных записях, чем сделанные в 14 – 15 вв. Поэтому мы можем составить лишь приблизительное представление о ее характере. Исполнителями и авторами были певцы – потешники.
Во ФР.- жонглёры, в Испании – хуглары, герм. – шпильманы
Рассказывали анекдоты, водили животных, ходили по канату, распевали героические поэмы, духов.стихи и с 12 в. – рецитация (чтение вслух) произведений разных жанров рыцарской и город.литры. Затем разделение: потешники и исполнители эпоса и дух.стихов.
Но они были неграмотны и заучивали наизусть произведения, часто являясь авторами.
Особенности: 1) напевная стихотворная форма (из народной поэзии)
2) жонглёры использ. Старую основу для создания новых вариантов;
3) в обработку народно-героич.предания проникали феодально – рыцарские понятия
4) обилие сюжетов (из народ.поэзии)
5) усилие патриотич.пафоса и возрастание значения христ.мотивов
6) происходит от фольклор. Образцов при помощи разработки большей эпической формы и более гибкой стилистики
7) ослабевает мифолого-поэтическая образность
8) использование устойчивой тематики
Лучше всего сохранился французский героический эпос. Он дошел до нас в виде поэм (общим числом около 100), из которых древнейшие возникли в самом конце11 в., а наиболее поздние относятся к 14 в.
Сохранившиеся до нас поэмы носят название шансон де жест (буквально – «песни о деяниях»). Они имеют различный объем – от 1000 до 20 000 строк и состоят из неравной длины строф, или «тирад». Поэмы эти предназначались для пения, причем одна и та же мелодия была сквозной для всей поэмы, повторяясь из строки в строку. Их исполнителями, а нередко и авторами были жонглеры (буквально – «игрецы»), которые разносили их по всей Франции.
Три темы составляют основное содержание французского эпоса:
1) оборона родины от внешних врагов – мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т.д.;
2) вассальная преданность
3) междоусоб.феодал.войны
Выбор этих тем соответствует тогдашнему политическому сознанию народных масс. Первые две темы всегда связаны в поэмах с образом доброго и мудрого короля.
В большинстве поэм король называется Карлом Великим (768 – 814), одержавшем множество крупных побед и короновавшемся в 800 г. императором. Карл в поэмах предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах. В некоторых поэма Карл выступает активно, лично совершая разные подвиги. Но в других поэмах, притом художественно более значительных, карл отходит на задний план; он уступает активную роль паладинам (приближенным сланным витязям), в частности двенадцати «пэрам» (самым знатным лицам в государстве), в первую очередь – Роланду.
Менее отчётливы следы народ.драмы. Но исполнялись жонглёрами «шутовские сценки» и «позорные игры» - мал.импровиз.пьески балаганного, вольного хар-ра (инсценировка забав.быт.эпизодов, пародия богослужения и высмеивание религ.веры. Эти игры неотъемлемы в праздниках и город.торжествах. Источник,оплодотворивш.средневек.драматургию.
Эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами(Бахтин):
1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера;
2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел);
3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией” “...имманентная эпопее и конститутивная для нее авторская установка (то есть установка произносителя эпического слова) есть установка человека, говорящего о недосягаемом для него прошлом, благоговейная установка потомка <...> Эпическое абсолютное прошлое является единственным источником и началом всего хорошего и для последующих времен. Так утверждает форма эпопеи”