Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы относится к IV – V вв. н.э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами. Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием традиций народного творчества, культурных воздействий античного мира и христианства.
- : романизация – процесс освоения варварами. Латынь принята как язык гос-ных актов. В школах варваров вводятся античные авторы (Вергилий, Овидии, Платон и Аристотель)
- : огромное влияние. Международ.язык – латынь; монопольное образование в руках церкви; церковная власть соединялась с гос-ной. 754 г. – начало светской власти пап (1-й Апостол Пётр). Монастырь – центр раннего средневековья (обитатель балгочестия и учёности, поддержание интеллектуал.культуры). Церковные жанры: -религиозные гимны – псалмы – агеографическая литра. Внутри церкви зарод. Культовая драма, христ. легенда ввела в обиход средневек.поэзии международ.фонд сказаний, религиозные мотивы в героическом эпосе.
Народное творчество: была развита поэзия. *трудовые песни (работа, ритм, коллективность), обрядовые песни (мимика и жесты в связи с верой первобыт.ч-ка, что символ.воспроизв.желаемого – магич.ср-во, способствующее достижению; теория первобытного хорового синкретизма (Веселовский) (в начале поэт.развития элементы лирики, эпоса и драмы существуют в слитном синкретическом виде)
Эпоха средневековья – эпоха презрения к миру и отречения от всего земного.
Особенности эпохи:
- Бог – центр мира
- Неоплатонизм – нет единого мнения о периодизации
А) 1 т.зр. в шир.смысле (Конрад) Средние века охватывают 3-17 в. в основе метод производства.
Б) узкое ср.века соотносятся с эпохой Возрождения и замыкаются 13 в. (взаимопересекаемость хрон.границ)
- этап – V – VIII вв. – Раннее средневековье (долгая ночь средневековья)
Формирование средневековья
- этап IX – X вв. Средневековый ренесанс. – разложение родового строя.
- этап XI-XIII вв. зрелое средневековье. – рассвет, становление христианского мира
8 официал. Крестовых походов
Периодизация развития лит-ры:
- Лит-ра раннего средневек. Эпоса (до 10 в.) – разложение родового строя, зарождение феодальных отношений. (дата имеет усл.хар-ер, т.к. разные народы развивались разными темпами. Быстрее всего – Франция, отстают Германия и Англия. Поэтому эта литра в основном представлена памятниками поэт.творчесва кельтов и скандинавов, к которым можно присоединить англосаксов. Эта лит-ра однородна по своему составу и представляет единое целое.
- Лит-ра зрелого средневековья (литра развитого феодализма) : расцветала на континенте и в Англии с 11 по 15 вв. Здесь надо различать несколько слоёв и этапов лит.творчества, определяемых путями развития этих стран. Поворотный момент: подъём ок.12 в. городов как новой общественно – политич. Силы, получившей вскоре преобладающее значение. До этого борьба в основном была между феодалами (народными массами). Особое место в культур.отношении занимало духовенство, было крупное и среднее дух-во – к классу феодалов, низшее – к народным массам. Обладая монополией грамотности и образованности, оно разрабатывает раннюю, на живых языках, письменную литру. В рез-те до 13 в.
- Линии развития лит-ры: 1) народная 2) куртуазная 3) клерикальная (религиозная) 4) бюргеская (городская). Эти потоки не были абсолютно изолированы, они находились в некоторых связях, но в основном были антагонистичны между собой. Наиболее мощной из них является литература народная, вливающая в остальные.
Второй поток, литература клерикальная, много моложе народной, но все же представляет собой первую из возникших в Европе письменных литератур. Третий, литература феодально-рыцарская, формируется значительно позже, лишь около XII в., причем эта литература отчасти использует опыт первых двух.
Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развиваются и быстро занимают ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая ее часть. Куртуазная литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времи.