Ювенал выступил как сатирик-обличитель. Первая сатира Ювенала направлена против бездарных авторов больших мифологических поэм. Поэт мотивирует свое обращение к жанру сатиры тем, что римская жизнь так полна разнообразных пороков, что честный человек не может удержаться от того, чтобы не заклеймить их в негодующих сатирах.
Все сатиры можно разделить на две группы: сатиры, написанные в первый период творчества, рисующие пороки высшего общества, а сатиры второго периода – на морально-философские темы.
Со страстью обрушивается Ювенал на могущество денег в Риме, на роскошь богатых людей, особенно из среды вольноотпущенников, которые приобрели сокровища позорным для свободного человека путем.
Социальная несправедливость выражается не только в материальной зависимости. Его возмущает политическое и социальное неравенство.
Ювенал изображает развратный образ жизни аристократок, измены мужей, их беспорядочные любовные связи. Ювенал выступает против увлечении иноземными, против нездорового интереса к востояным культурам, связанным с развратными оргиями.
Он обращает внимание и на бедственное положение людей умственного труда: поэтов, адвокатов, преподавателей риторики.
В сатирах, написанных после 120 г . Ювенал в более спокойном тоне оценивает жизнь с точки зрения стоической морали. Он ставит вопросы о неразумных человеческих желаниях, о воспитании детей, об угрызениях совести, о преимуществах военного сословия.
Негодующий характер сатир первого периода предопределил их стиль. Для выражения чувства гнева, возмущения Ювенал пользуется нагромождением ярких образов, гиперболами, патетическими восклицаниями. Эти приемы у Ювенала так органически вплелись в ткань произведения, что у читателя не создается впечатления искусственности или фальши.