Новоаттическая комедия возникает в эллинистический период. Еврепид очень повлиял на ее становление своим бытовым жанром трагедии. «Новая» комедия - бытовая драма, по мнению некоторых буржуазных литературоведов, — даже «реалистическая» драма.
Характерные черты новоаттической комедии:
- Невелирование хоровых партий (хор выступает только в антрактах, он не связан с развитием действия)
- Исчезает агон и парабаса
- Делится на 5 актов
- Разрабатывает три основных круга проблем – тема любви, бытовая тематика, тема семейных отношений.
- Не изобировала сюжетами, разрабатывала 2 основных: тема подкинутого ребенка, освобождение девушки влюбленным.
- Появляются парные маски (раб простак и хитрый раб)
- Искусное построение интриги
- Смягченное изображение социальных противоречий
- Гуманистический пафос (новоаттическая комедия проповедует гуманное отношение к людям)
- Новоаттическая комедия далека от политики
Менандр.
Комедии Менандра по своему стилю являются логическим выводом из всего предшествующего развития аттической драмы, шедшей от мифологии к быту.
У Менандра мы располагаем сравнительно небольшим числом типических характеров, все его искусство заключается в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурирует: молодой человек, отец, девица кем-нибудь обиженная, женщина легкого поведения и с благородными чувствами, рабы, помогающие своим господам довести дело до благополучного конца, хвастливые и много о себе мнящие воины. За пределы этих типических характеров комедия Менандра почти не выходила.
Характерные черты комедий Менандра:
- Наличие тайн
- Доминанты случая
- Мотив подкидыша
- Сцены узнавания
- Устойчивая сюжетная схема
- Счастливый конец
- Характер героя – важнейшая пружина развития действия
- Наделение положительными чертами отрицательных персонажей
В его комедиях отражается эпикурейская философия, главная идея которой – человеком управляют не боги, а характеры.