Проза, со временем зарождения в 6 в до н.э., в дальнейшем постепенно развивалась, в ряде областей литературного творчества с конца 5 и 6 вв. широко представлена выдающимися именами в области историографии, красноречия и философии.
Среди историков утверждалось 2 направления: историки, пишущие с развлекательной целью и историки-публицисты. Современная историография справедливо считает первым по времени ученым-историком и родоначальником исторической критики Фукидида. Древние называли «отцом истории» Геродота.
Важное место занимало ораторское искусство. В Сицилии наметались основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в 5 в. до н.э. Это прежде всего политическое красноречие. Не менее распространено было судебное красноречие. И третий вид ораторского искусства – торжественное красноречие, в котором особенно был искусен Горгий. Создавалась наука об ораторском искусстве – риторика. Значение речей ораторов не только в том, что они оказали влияние на развитие греческой прозы, но и в том, что они дают богатый материал для изучения гражданской истории древней Греции.
Согласно гражданским обязанностям, каждый человек должен был лично выступать в суде и защищать свое дело. Неопытные часто обращались к помощи ораторов, составлявших для них защитительную речь, которая подходила бы к лицу, выступавшего в суде. Задача писателя речей для других была нелегкой , он был в известной степени драматическим писателем.
В 4 в. до н.э. ораторская и повествовательная лит-ра продолжали жить в русле софистической традиции, а независимо от нее возник новый литературный жанр – философский диалог. Он процветал среди учеников Сократа, в школе философа Платона.
Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу.
Диалектическая форма естественно вытекала у Платона, как представителя античной классики, из необычной живости и подвижности аттического мышления и из потребностей чисто литературного развития, шедшего из эпоса, лирики и драмы к лирико-эпической и драматической прозе.
Характер диалога у Платона много раз менялся. Он более драматичен в произведениях ранних и зрелых («Федр», «Пир», «Федон»), более уравновешен и спокоен в поздних ( «Тимей», «Законы»), часто доходя до степени пассивного согласия с Сократом, всегда ведущим основную линию спора.
Платон часто использует мифы или мифологические рассказы, причем не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символический смысл, выражая его философскую концепцию.
Мудрая беседа говорящих иной раз прерывается у Платона бытовыми сценами, в которых обрисовывается живописный образ героев, обстановка, их окружающая, атмосфера спора. Колкие насмешки, саркастически-иронические выражения, пародийные ситуации в реальной бытовой обстановке также характеризуют диалоги Платона как художественную прозу.
Платону в равной мере удается веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира и глубокая обрисовка драматических действий и даже трагических событий.
Как литературные произведения, диалоги Платона интересны прежде всего искусством портретной характеристики. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников. Многие образы поданы сатирически, в особенности ненавистные Платону софисты.