пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. «Всадники» Аристофана. Особенности конфликта. Худ. своеобразие комедии.

 

Комедия Аристофана – это своеобразная политическая комедия, содержащая отклики автора на происходящие события, и прежде всего события Пелопонесской войны. Критика демагогов углублена в этой комедии. Однако она также примечательная и критикой народа.

Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.

В ней дано острое и злое сатирическое изображение афинской рабовладельческой демократии, ее учреждений и порядков в том их виде, какой они получили к последней четверти V в. до н. э. Вождь этой демократии — Клеон выведен в пьесе человеком бесчестным; он явно злоупотребляет доверием простодушного народа, все время обманывает его и наживается за счет государства.

Однако и в этой наиболее острой из из политических комедий Аристофана, в которой уже непосредственно обсуждаются вопросы государственного устройства, драматург не выступает против демократии вообще: он желал бы только устранить некоторые ее недостатки и болезни. 

 

Здесь легко проследить все истоки комедии с их последующим социально-политическим переосмыслением. Тут и агон (словесный спор, столкновение мнений), но только уже лишенный былого ритуального значения. Здесь и парабаса( обращение хора к зрителям, не связанное с действием пьесы), которая прерывает действие комедии и в которой Аристофан высказывает свои литературные взгляды. Здесь и хор, но опять-таки только формально напоминающий собой  религиозно-хоровое действие. Это молодые аристократы-всадники, противники радикальной демократии.

Никаких характеров в комедии нет, если под характером понимать психологический уклад личности. Никий, Демосфен, пафлагонец, Агоракрит, всадники, Демос и куртизанки в конце комедии есть не что иное, как обобщенные образы, идеологически заостренные и поданные в карикатурном виде.

Тем не менее, эти обобщения расцвечены яркими гиперболическими красками, которые не превращают их в характеры, но делают живыми и забавными. Наконец, и развитие действия почти отсутствует в данной комедии.

Центральное и наибольшее место занимает в действии агон, то есть крикливая базарная драка колбасника с кожевником. Да и этот агон прерывается огроной парабасой, в которой уже нет никакого действия. 

 

 


28.01.2014; 21:15
хиты: 3018
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
античная литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь