пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16. «Антигона» Софокла: тема, идея, конфликт, худ. особенности.

 гибель антигоны хор видит как возмездие за отцовский грех

В «Антигоне» Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписанные божественные законы. Он вскрывает один из глубоких конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми законами и законами государственными.  Религиозные верования, уходящие  своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровно-родствнные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам. Креонт – сторонник неуклонного соблюдения законов государственных. Писанных. Антигона  же превыше этих законов ставит законы семейно-родовые, освященные религиозным авторитетом. Поэтому она и похоронила брата Полиника, хотя государственный закон это и запрещал, потому что Полиник – изменник родины.  Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, т.е. должна похоронить его с соблюдением всех обрядов. Для мужа, по ее словам, она не пошла бы на нарушение государственного закона, потому что муж – не кровный родственник.

 

Софокл своим произведением хотел сказать, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными законами и семейно-родовыми. Но т.к. классовое гос-во времен Софокла было далеко от его идеалов, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но и изображает Креонта в виде деспота и тирана.

 

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

 

Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека (Креонта) (в том, что он никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти

 

 


28.01.2014; 21:15
хиты: 6013
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
литература
античная литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь