Гомеровский вопрос – это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Вопрос этот занимает ученых уже несколько столетий и очень труден для разрешения, а может быть, и совсем неразрешим.
Изучение поэм начинается с 4 в. до н.э. Зенадотом, Аристофаном и Аристархом. Есть предположение, что именно под редакцией Аристарха до нас дошли эти поэмы в рукописном виде. Еще в период античности возникла теория, выделенная этими учеными, что поэма принадлежит одному автору. В 3 в. до н.э. Ксенон и Гелланик утверждают, что произведения принадлежат разным авторам.
Существует несколько теорий относительно авторства «Иллиады» и «Одиссеи».
Теория малых песен.
Франсуа де Обиньяк пишет диссертацию, в которой высказывает мысль о том, что «Иллиада» - соединение песен разных певцов. Первую научную теорию выдвигает Фридрих Август Вольф. Он высказывает мысль о том, что каждая из поэм это искусственное соединение разных песен, написанных в разное время. Фридрих Шлегель в 18 в. поддерживает эту теорию, говорит, что поэма – коллективное творчество. Карл Лахман в 19 в. попытался найти и вычленить отдельные песни каждой поэмы.
Теория ограбления.
Кирхгоф говорит, что поэмы Гомера – объединение не песен, а единиц большого размера. Первая поэма из четырех самостоятельных – путешествие Телемаха, две следующие поэмы – путешествие Одиссея, третья – Возвращение Одиссея.
Теория первоначального ядра.
Выдвинул Герман в 19 в. Поэмы возникли не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некого ядра. Эту точку зрения поддержал Джордж Грот. Он считал основным ядром «Илиады» - песнь об Ахилле.
Теория единства (Унитарная теория).
В 19 в. ее развивает немецкий филолог Нич. Гомер является автором обоих поэм. Теория существует по сей день.