Классицизм - В России классици́зм был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе. Одной из важных черт этого литературного течения являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин
Характерные черты классицизма:
- Обращение к образам и формам античного искусства
- Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена
- Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый)
- В конце порок всегда наказан, а добро торжествует
- Поддержание принципа трёх единств (единство времени, единство места, единство действия)
- идеализация героев
- строгая сюжетно-композиционная организация
Сентиментализм
Указывает на то, что чувства становятся центральной категорией этого направления. В этом смысле сентименталисты сознательно противопоставляли чувства разуму классицистов.
Основная идея -- мирная идиллическая жизнь человека на лоне природы, особое внимание уделяется пейзажу. Автор сочувствует героям. Одна из его задач -- заставить сопереживать, вызвать слезы умиления у читателя.
Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
Основные черты русского сентиментализма
- уход от прямолинейности классицизма
- подчеркнутая субъективность подхода к миру
- культ чувства
- культ природы
- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
- утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
- внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи