Со времен античности сложилось много теорий происх-я я.
1) Теория звукоподражания идет от античной школы стоиков, была поддержана в 19-м и 20-м вв. Суть этой теории в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом. Противоречит с практикой. Звучащих слов немного, звукоподражать можно только звучащему, как тогда назвать безгласное. Звукоподражательных слов больше в развитых языках, чем в примитивных, тк чтобы подражать нужно в совершенстве владеть речевым аппаратом, чего первобытный чел. с неразвитой гортанью не мог сделать.
2) Теория междометий идет от эпикурейцев, противостоявших стоикам, и состоит в том, первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции. Отсюда и происходят, по их мнению, все слова.
3) Теория трудовых выкриков – XIXв. Возникла в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд. Они не коммуникативны, не номинативны, не экспрессивны.
3) Теория трудовых выкриков возникла в 19-м веке в трудах материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд.
4) Теория соц договора (сер XVIII) Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. Руссо обосновал ее с позиций своей теории о двух периодах в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувства, второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».В этом же ряду теория возникновения звукового языка из жестов. Все перечисленные теории игнорируют язык как общественное явление.
5) Теория жестов – также несостоятельна, тк жесты всегда вторичны для людей имеющ звук Я. Среди жестов нет слов и жесты не связ с понятиями. Все подобн теории игнорир Я как обществ явл-е. Из главных положений Энгельса о происх-я Я: происх-е Я нельзя научно доказать, можно лишь построить гипотезы, только языковедческих данных недостаточно для решения этого вопроса.
6)Божественная теория- Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.
7) Биологическая гипотеза- Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.
Язык- это абстрактная система ,выражающаяся в речи. Речь динамична. Язык универсален, системен, а речь последовательна.
Закономерности развития языка.
Деление языков (диалектов) и их объединение – основные процессы развития языка.
1)Дифференциация – территориальное и социальное распределение носителей языка, в рез-те чего возникают новые диалекты.
2)Интеграция (конвергенция, схождение) – истор.процесс, в ходе к-го происходит объединение языков и диалектов.
Дифференциация увеличивает колво языков, интеграция сокращает.
Существуют внешние и внутренние законы развития языка.
* Внешние законы – это законы изменения функций и структуры языка под влиянием неязыковых причин: изменения экономического и социального строя общества, контактов народов, их переселения, войн. Эти законы изменяют в первую очередь внешнюю сторону языка.
* Внутренние законы – исторические изменения внутренней структуры языка, языковые, внутренние изменения единиц и категорий языка.
1) фонетические законы;
2) морфологические процессы и т.п.
Развиваются звуковой строй, грамматический строй, словарный состав.
Важные исторические закономерности развития языка:
1) длительное сохранение основы языка:
2) историческая преемственность между старым и новым состоянием при образовании родственных языков;
3) соотнесенность корнеслова, морфем и фонетических законов между родственными языками в их современном состоянии.
4)Закон эволюционного развития структуры языка.( в развитии языка не бывает скачков, взрывов: изменения происходят незаметно, путём появления элементов нового качества, временного сосуществования элементов нового и старого, а в дальнейшем постепенного выхода из употребления старых явлений.)
5)Закон неравномерного развития разных ярусов языковой системы.( Отдельные языковые ярусы (уровни): фонетический, лексический, морфологический, синтаксический – характеризуются различной степенью устойчивости. Например, изменения в фонологической системе более интенсивны в древний период и в период становления языка народности; В то же время лексика – наиболее подвижный ярус, тесно связанный с жизнью общества, поэтому изменения в ней происходят постоянно: старые слова отходят на второй план, появляются новые лексические единицы .Причём учёные отмечают, что прирост слов всегда превышает их убыль.)
6)Закон аналогии.-уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Каждый новый факт языка включается в языковую систему по существующим моделям, например: в русском языке заимствованное слово принимает категорию рода, склонения, даже если эти категории отсутствуют в языке-источнике; образование новых слов идет по существующим моделям и т. п.
7)Закон речевой экономии (или экономии речевых усилий). Стремление к экономичности языкового выражения обнаруживается на разных уровнях языковой системы - в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе. Действие этого закона объясняет, например, замену форм следующего типа: грузин из грузинец, лезгин из лезгинец,
В случаях скрещивания различают два понятия: субстрат1 и суперстрат2. И субстрат и суперстрат – это элементы побежденного языка в языке-победителе, но так как побежденным может быть и тот язык, «на который накладывается другой язык», и тот язык, «который накладывается на другой язык и сам в нем растворяется», то можно различать эти два явления.
Субстрат - влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.
Суперстрат - влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинённого коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.