Франц. Литература эпохи просвещения развивается в условиях кризиса феодально-абсолютистского строя, который завершается Великой Французской революцией 1789-1794. Все аспекты политической, социальной,духовной жизни Франции 18в являлись подготовкой революции.
Разорительные войны подорвали внешнеполитический престиж Франции. усилился (полит.престиж) полицейский надзор и произвол властей. Доноса или клеветы было достаточно, чтобы без суда упрятать невинного человека в Бастилию. Усилилась церковная реакция, преследование людей. Гонения против протестантов и насильственное обращение в католичество привели к восстаниям.
Обострена соц.поляризация- контраст между роскошью верхушки и нищеты низов. Смерть Людвига 14 ничего не изменила: лишь внешний этикет сменился цинничным развратом. Эпоха регентства вошла в историю как синоним величайшей разнузданности нравов.
Но уже в первое десятилетие 18 века в духовной атмосфере общества обозначаются признаки острокритического отношения к религии, произволу и продажности вельможи и министров. Первоначально эти настроения проникали в литературу в виде эпиграмм, памфлетов. Затем они вылились в обобщенные труды по вопросам права, государственного устройства( монтескье), философии истории (Вольтер), критики церкви (Вольтер,Дидро)
Для раннего просвещения характерны борьба с церковью,деспотизмом и произволом, провозглашение нравственности стремлений человека к счастью, постановка проблемы разумного государственного устройства. Но предполаг. Решения этих вопросов носят более умеренный характер,чем критика действительности. Главные фигуры –монтескье и вольтер.
Роман написан в эпистолярной форме, он мало похож на другие романы его времени с их энергичным развитием действия, многочисленными персонажами, судьбы которых переплетались в единый узел. Внешние действия сведено к минимуму. Основные герои романа персы Узбек и Рика, путешествуя по Европе и живя в о Франции пишут письма на родину и получают ответы . Они наблюдают за жизнью в о Франции и описывают ее подвергая критике, М. создал роман на восточную тему, вслед за ним к восточной экзотике обращаются многие вран. Повествователи как с целью сатирико-обличительной, так и философской(сравнение 2-х цивилизаций, восточной и западной.) ,что способствовало историческому развитию мышления, романы М. – роман философской и полит. Проблемы.
Узбек- вельможа при дворе персидского шаха,н оот других придворных отличается добродетельным сердцем, он видит порок, хочет его разоблачить и донести истину до трона. Но получив тайное письмо, что его ждет тюрма,он вынужден покинуть родину. В своих письмах он пишет о жизни в Европе, утверждая, что мир развивается исторически закономерно, исходя из этого Узбек пишет о типах общественно-полит. Устройства ,о решении ,науке, о разрушительных действиях современных орудий войны. Узбек-это гражданин вселенной, пытающийся разрешить основные вопросы ,которые стоят перед общественным сознанием. Говоря о полит. Устройстве, М. сопоставляет и критикует 2 типа гос.-восточный деспотизм и европейскую монархию. Узбек- решительно против деспотизма, который подавляет всяческие проявления личности.
Сопоставляя 2 мира , М. приходит к утверждению понятия к относительности, которая является одним из принципов истор. Мышления. Персы смотря на устои во Франции начинают сомневаться в собственных обрядах и традициях. Говоря о религии ,он считает религию злом, а церковь воспринимает как полит. Институт. Отрицая религиозные моральные принципыи нормы, осноной моралью писатель считает следование справедливости, это понятии становится высшим этическим критерием.
В понимании естественных прав человека М. исходит из принципа ,что сама природа даровала людям право н свободу и счастье.
Образ Усбезка двойственен ,он не только « гражданин вселенной» , но и деспот. В письмах Узбека раскрывается страшная обстановка в гареме , ибо там –власть и подчинение- основано на страхе и унижении. М. убежден ,что добродетель должна быть свободной, поэтому бунт одной из жен Узбека имеет философский и полит. Смысл, он утверждает права каждого на свободу и счастье.
Франци подвергается критике, персы считают, что король любит славу ,бездарен и тщеславен, а характерными чертами французов является духовная пустота.