Классицизм.
Сторонники к. возвращаются к ренессансному принципу «Подражания природе», на практике это равно призыву подражать античным произведениям. Классицизм отразил подъем нац. Самосознания французского общества. Худ. Направление для которого характерны высокая гражданская тематика,строгое соблюдение правил и норм.
К. сформировался в борьбе против высшего барокко. Поэтика разделила все жарны на высокие (Трагедия,эпопея,ода) и низкие(комедия,басня),при чем были разграничения по сословному признаку : в высоком жанре могли выступать только короли, принцы, придворные и т.д.,а в низком выступали горожане. Слог и язык были различны, так ,трагедия писалась только высоким и поэтическим слогом, совершенно лишенные бытовых слов и понятий.
Одной из важных черт является восприятие античного искусства как образца. Цель- создание произведений искусства по образцу и подобию античных. На формирования кл. большое влияние оказали идеи просвещения и культ разума.
Кл. способ типизации характеров путем выделения в них главной черты, персонажи лишены исторической конкретики. Герои показываются строго в соответствии определенной чертой, были однозначны.
В одном герое категорически запрещалось смешивать положительные и отрицательные кач-ва. Основой конфликта –борьба между чувством и разумом. Положительный герой всегда выбирает разум,а отрицательный чувство. Соблюдалось правило «три единства»
Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности.
«Поэтическое искусство!»
П.И. делится на 4 песни.
Буало изложил свои теоретические принципы в стихотворной форме, легко и непринуждённо. Для стиля П.Э. характерна лаконичность и афористичность. Он подчерпнул некоторые положения у Горация « Наука о поэзии.» ,те которые считались вечными и универсальными сумел применить их к фран. Лит-ре. Каждый тезис он подкреплял конкретными примерами.
Буало говорит, что не следует использовать чрезмерное описание, отступление от линии повествования, дисциплина и лаконичность –гл. Принципы.
В качестве примерово он показывает барочных поэтов, он иронизирует над поэтическими принципами Ронсара и противопоставляет ему Малуба (с138).Богатсвто языка Ронсара казалось ему хаосом.
В 1-й общие требования к поэту.
Правило 1-й песни:
- Выбрать свой жанр
- следовать законам разума
- содержательность произведения
2-я песня.
Посвещена хар-ке лит-ых жанров .
Называя в качестве образцов – Феокрита, Вергилия он высмеивает фальшивые чувства и штампы в современной литературе. В оде он подчеркивает высокие воинские подвиги и говорит о ее значимости.
В сатире он видит наиболее действенный и активный жанр.Напоминая о смелости римских сатириков он выделяет Ювенала.
3-я песня. Посвящена крупным жанрам- трагедия,комедия,эпопея.
Здесь обсуждаются проблемы подражания природе, проблемы поэтической и эстетической теории. В этой части он уже опирается на Аристотеля .Эту часть он начинаем с тезиса о силе искусства.(с140)ЭТО Я ОТМЕЧАЮ,ГДЕ МОЖН ОВЗЯТЬ ЦИТАТЫ.
Буало считает,что трагизм всегда должен нести за собой катарсис,в котором и есть назначение трагедии. Переходя к эпопеи он опирается на примеры древних,гл. образом Вергилия,а современные эпические поэты подвергаются резкой критике,основая притензия заключается в том,что они пытались заменить античную мифологию,христианской.
Античная мифология привлекала его своей прозрачностью. Неприемлемо было для Буало прославлять королей и военоначальников.
В своих суждениях о комедии Буало ориентируется на серьезную и нравоучительную комедию характеров. Высший образец – «Мизантроп».
4-я песня.
Он снова обращается к общим вопросам, важнейшим из которых является нравственный облик поэта.(с 143)
Буало предостерегает поэта от жажды наживы алчности, это несовместимо с высокой миссией поэта.
Наиболее общие проблемы, поставленные Буало сохранили свое значение : вопрос об общественной и нравственной ответственности, высокая требовательность к своему искусству.