В то время в различных странах Европы протекали различные политические, социальные и культурные процессы. В начале 17в. Завершается буржуазная революция в Нидерландах, а в это время в Италии, Испании и Германии феодальные силы пытаются укрепить свою власть, происходит процесс так называемой рефеодализации. В этом столетии главной формой гос-ва был абсолютизм.
17в- эпоха почти непрерывных войн в Европе ,продолжающихся колониальных захватов в новом свете, Азии и Африке. Главное, что характеризует эту эпоху- переходность и кризисность, рушатся нормы и традиции. Становлению нового мироощущения способствовали и сдвиги в науке, в это время наука впервые оформилась как самостоятельный институт, возникают первые научные общества и академии, создаются журналы. Ведущей областью науки становится математика. Характерное для 17в. Резкое обострение философии и идеалогической борьбы находит свое отражение в 2-ух основных лит. Системах-классицизм и барокко. Эти системы возникают как осознание кризиса ренессансных проблем. Они отвергают идею гармонии,вместо гармонии междучеловеком и обществом обнаруживает сложное взаимодействие личности и соц.-полит. Среды.
Барокко.
В европейском барокко складываются 2 течения – высокое и низовое. Элитарное барокко представляет театр Кальдерона, а низовое противопоставляет стиль комического бурлеска. Мир глазами художника барокко ,это отсутствие гармонии и устойчивости, мир находится в состоянии перемен.
Одной из черт барокко является смешение трагического и комического. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Широко используются символы,метафоры, театральные приемы. Для литературы б. характерны стремления к разнообразию , энциклопедизму, стремление к исследованию бытия в его контрастах( дух и плоть, мрак и свет). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, темой бренности, жизни-сноведения. Действие романов часто переносятся в вымышленный мир античности,в Грецию. В позии процветает вычурность.
Классицизм.
Сторонники к. возвращаются к ренессансному принципу «Подражания природе», на практике это равно призыву подражать античным произведениям. Классицизм отразил подъем нац. Самосознания французского общества. Худ. Направление для которого характерны высокая гражданская тематика,строгое соблюдение правил и норм.
К. сформировался в борьбе против высшего барокко. Поэтика разделила все жарны на высокие (Трагедия,эпопея,ода) и низкие(комедия,басня),при чем были разграничения по сословному признаку : в высоком жанре могли выступать только короли,принцы,придворные и т.д.,а в низком выступали горожане. Слог и язык были различны,так ,трагедия писалась только высоким и поэтическим слогом,совершенно лишенные бытовых слов и понятий.
Одной из важных черт является восприятие античного искусства как образца.Цель- создание произведений искусства по образцу и подобию античных. На формирования кл. большое влияние оказали идеи просвещения и культ разума.
Кл. способ типизации характеров путем выделения в них главной черты,персонажи лишены историчекой конкретики. Герои показываются сторого в соответсвиис определенной чертой,были однозначны.
В одном герое категорически запрещалось смешивать положительные и отрицательные кач-ва. Основой конфликта –борьба между чувством и разумом. Положительный геро всегда выбирает разум,а отрицательный чувство. Соблюдалось правило «три единства»