Пунктуация — система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи.
Пунктуация имеет обязательный и общественный характер; значение и употребление знаков препинания определяются нормой, одинаковой для пишущего и читающего. Текст, написанный без знаков препинания (и без прописных букв!), читается в три — пять раз медленнее, чем текст оформленный.
ПУНКТОГРА́ММА (от лат. punctum точка и греч. γράμμα — буква, письменный знак) — закономерновоспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие П. включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами. Термин "П." возник в 70-х гг. 20 в. по аналогии с термином "орфограмма", однако употребляется менее активно.
Пунктуационное правило — особая инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака препинания.
Виды пунктуаиионных правил: 1)позитивные — разрешающие постановку знака или знаков препинания; 2)негативные — запрещающие такую постановку.
Порядок знакомства со знаками препинания и их функциями: в начальной школе — знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), а также запятая при перечислении в сложном предложении (перед союзами "а", "но", "что", "чтобы"); в 5 классе — двоеточие после обобщающего слова, знаки препинания при обращении, при прямой речи, тире в начале реплик диалога; в 7 классе — запятые при причастном и деепричастном оборотах, знаки препинания (запятая, восклицательный знак) при междометиях; в 8 классе — знаки препинания в сложном предложении.
В современной пунктуации наблюдается тенденция усиления не только вариантности, но и экспрессивности. Сама пунктуационная система создаёт основу для возникновения своеобразных пунктуационных «тропов» – способов создания экспрессии в письменном тексте с помощью знаков препинания, пунктуационных и схем. Интересно то, что в основе экспрессивных пунктуационных приёмов лежат отклонения от существующей нормы: пунктуационный знак «употребляется в несвойственной ему позиции и создаёт в тексте экспрессивное напряжение».
Не менее интересны и такие процессы в пунктуации, как изменение частности употребления некоторых знаков препинания, а также появление новых. Исследователи говорят сегодня об усиленной конкуренции тире с запятой и двоеточием, об участившемся использованием скобок и абзаца.
Итак, современная пунктуационная практика позволяет исследователям говорить о «расшатывании» нормы, об усилении вариантности и экспрессивности пунктуации
Динамические процессы в области пунктуации
Современные пунктуационные нормы соответствуют тем правилам, которые были приняты еще в 1956 г. Министерством Высшего образования. К этому моменту назрела необходимость утвердить свод правил. На тот момент правил пунктуации не было. Стабильность нарушается с течением времени. Речевое поведение современных носителей языка так же сказывается на стабильности пунктуационной системы.
В современных текстах наблюдается расхождение с правилами пунктуации, т.к. появляются новые типы синтаксических конструкций, а также сдвиги функциональной значимости знаков препинания.
Точка. Основная функция — членить текст на отдельные предложения, указывать на конец повествовательного предложения. Сейчас точка повышает частотность употребления; в некоторых случаях приближается по функции к запятой (например, в случае парцелляции).
Точка с запятой. Частотность употребления снижается. Как правило, употребляется в больших распространенных сложных предложениях. В других случаях часто заменяется запятой. Также вместо этого знака используется точка, отражая стремление к сжатости высказывания.
Двоеточие тоже стало употребляться реже. Сейчас сводится, как правило, к пояснительно-разъяснительной функции. Очень часто заменяется на тире.
Тире. Наблюдается универсализация тире. Выполняет грамматические, смысловые, экспрессивные функции. Употребляется при обозначении пропуска, неожиданного присоединения, также выполняет функции двоеточия (пояснение, разъяснение, причина).
Многоточие. Сейчас активно употребляется. Расширяются экспрессивные качества этого знака — он указывает на подтекст, абсурдность, неожиданность…
Запятая. Увеличивается частотность употребления (вместо двоеточия, тире, точки с запятой). Люди делают массу ошибок, связанных с употреблением запятых (пропускают, ставят лишние…).
Скобки. Частотность их применения также возрастает, так как увеличивается количество вставных конструкций.
Дефис используется в не свойственных ему ранее функциях (например, «Мамы-папы-бабушки пишут письма», «принести-унести»).
Участилось использование абзаца, что служит созданию фрагментарности, разорванности.
Авторские знаки препинания в собственном смысле этого слова всецело зависят от воли пишущего, воплощают индивидуальное ощущение их необходимости. Такие знаки включаются в понятие авторского слога, они приобретают стилистическую значимость.
Однако даже такая авторская пунктуация, вследствие того что она рассчитана на восприятие и понимание, бывает предсказуемой, поскольку не теряет своей собственной функциональной значимости. Ее отличие от пунктуации регламентированной заключается в том, что она глубже и тоньше связана со смыслом, со стилистикой конкретного текста. Отдельные пунктограммы авторской пунктуации, так же как, например, лексические и синтаксические средства языка, способны наряду с основным своим значением иметь значения дополнительные, стилистически значимые. Индивидуальная пунктуация правомерна только при таком условии, когда при всем богатстве и разнообразии оттенков смысла в пунктуации не утрачивается ее социальная сущность, не разрушаются ее основы.
Это условие помогает установить некоторые общие закономерности проявления «авторства» в пунктуации.
1) Знак появляется там, где его не должно быть. У Б. Пастернака, например, появляется стремление расчленить подлежащее и сказуемое достаточно своеобразно: вместо более обычного тире употребляется многоточие. Оно как бы совмещает в себе функцию разделительного тире и собственно многоточия, передающего нечто недосказанное, неопределенное. Или: «Вот — сидим с тобой на мху» (Блок).
2) Авторская индивидуальность может проявиться и в усилении знаковой позиции. Такой прием повышения экспрессивных качеств текста заключается в замене знаков недостаточно сильных более сильными по своей расчленяющей функции. Например, обращения, сравнительные обороты, придаточные части сложноподчиненных предложений, вводные слова обычно выделяются запятыми. Однако запятую часто вытесняет тире как знак более сильный по своей значимости. «Я поняла — что не люблю супруга» (Цветаева).
3) При иной организации текста эксплицитно представленные речевые средства позволяют вовсе обойтись без знаков препинания (что можно рассматривать как особый литературный прием). Отсутствие пунктуации возможно лишь при полносоставности структур текста, когда все необходимые смыслы лексически выявлены. Такое оформление (вернее, его отсутствие!) не может быть применимо к речи прерывистой, сбивчивой, алогичной; с пропусками и эллипсами, речи, имитирующей процесс размышления или разговорность интонаций.
Индивидуальность в применении знаков препинания может проявиться и в расширении границ их употребления, и в усилении их функциональных свойств. Комбинация знаков или нарочитое повторение одного из знаков также могут быть чисто авторскими и подчас являть собой индивидуальный прием, найденный писателем для передачи особого состояния героя.