Исторический роман (Пушкин) – историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.
Историческая детерминированность – Пугачёвское восстание («Капитанская дочка»). Пушкин основывался на В. Скотте.
В начале романа – соц.-истор. эрудиция Пушкина.
В 6 главе начинается историческое событие: бунт. Судьбы героев обустроены историческим событием. Принцип социально-психологического детерминирования (сама история и ситуация обуславливают речь, характер, поступки). Это первый русский реалистический роман.
Идея – соц., истор., псих. детерминированности (обусловленности) + Л.Н. Толстой «Война и мир».
В «Войне и мире» все герои завязаны в историю. Это «золотой век» русского романа.
В XX веке истор. роман находится на перефирии.
Трилогия Д. Мережковского, Алданов (история случайна, господин Случай). А.И. Солженицын.
Исторический роман XX века: литература была вся в современности (реперзентативна), исторический роман неинтересен, только в 30-е гг. интересен А. Толстой, т.к. это – аллюзия на современность.
Соц. реализм – А. Толстой «Пётр I» (Пётр I//Сталин).
В конце 30-х гг. истор. роман востребован (о революционерах «Батый», «Мамай»).
Рубеж 70-80-ых гг. – возвращается интерес к историческому роману. Опряжение прежней истории с современностью, документов – с вымыслом.
Историзм – субъективизм; избирательность, лиризм.
Трансформации исторического романа XX века
История и современность. Соотношение факт и вымысла.
Обращение истории связано с проблемами современности. Как соотносятся проблемы давних времён и современности. Соотношение документальности и вымышленности. На основе истории, своих записей, исследований писали свои тексты.
Балашов историю Руси описал в 7 томах, в конце отмечена смена понятий Д. Балашов (о Древней Руси).
Многие сильно опирались на историю, а кто-то пишет авантюрно-приключенческие, в основе которой – интрига.
В. Пикуль – лидер авантюрно-приключенческих романистов: «Фаворит», «Боязет», «Пером и шпагой». В центре – обаятельный неидеальный герой, написан современным языком, привлекает восхищение историей, флотом, гордость за Отечество и патриотизм.
Постмодернистский исторический роман: С. Соколов «Полисандрия» (кремлёвский интернат для детей-сирот (от Распутина до Брежнева); форма (дневника) журнала). Каждый из персонажей несёт в себе ту часть мифологемы, которая присуща сознанию.
В. Пьецух – опора на классику.
«Роммат» (романтический материализм)
Ю. Трифонов «Нетерпение» (нравстенно-психологические проблемы). Серия книг «Пламенные революционеры» (роман об Андрее Желябове): в деятелях народной воли видит людей аскетического склада. Показывает эволюцию Желябова.
Экстремизм: культ Чигивары.
Желябов руководил организацией, которая занималась организацией покушения на Александра II. И сам сдался потом; добровольно признался в своих политических взглядах («революции не может быть без террора», «историю нужно подгонять»). Клио – муза истории.
Трифонов показывает неизбежность идеи революции к террору.