Писательская карьера Виктора Олеговича Пелевина (род.1962) началась на рубеже 1980-90-х. За сборник рассказов “Синий фонарь” в 1993 году В. Пелевину была присуждена Малая Букеровская премия.
Для творческой манеры Пелевина характерна симультанность – наложение друг на друга предметного и метафизического, социального и экзистенциального, психологического и символического принципов эстетического изображения. Писатель создает свои миры, скрупулезно подбирая детали, по которым мы безошибочно узнаем современную жизнь: это бытовые реалии, книги, песни, лозунги.
Советский менталитет ("наш гештальт", по Пелевину) отвергнут новой эпохой. Поколение, попавшее в исторический промежуток, переживает разрыв целостности, выпадение из реальности – «когнитивный диссонанс» (познавательный сбой, дисбаланс). Проза Пелевина демонстрирует специфические (и весьма радикальные) способы преодоления когнитивного диссонанса (экзистенциального кризиса).
Постсоветская действительность, воспринимаемая сквозь призму эзотерического сознания (эзотерическое – тайное, закрытое, предназначенное для посвященных), претерпевает в прозе Пелевина различные метаморфозы. Ситуации в его произведениях носят, как правило, условный, фантастический, мистический характер. Их можно читать только в свете гротеска, аллегории, басни, антиутопии, фэнтези, хотя условность порой носит латентный (скрытый) характер, не всегда обнажающий механизмы стыковки объективной реальности с миром ирреальным.
Ни одна из реальностей здесь не превосходит другую, они взаимообратимы и взаимозаменяемы, так как в основе всего – картина мира, где нет места центру (признание в качестве единственной реальности только своего «я», индивидуального сознания).
Повесть «Желтая стрела», последняя из журнальных публикаций Пелевина, дала название и эмблему книге избранных повестей и рассказов.
Герой повести Андрей, пассажир безостановочно несущегося экспресса, томится вопросом о смысле движения. Толчок к пробуждению его сознания даёт встреча с человеком по имени Хан, показавшим герою настенные письмена. Попытка обрести новую точку наблюдения (так называемая «ритуальная смерть» – выход на крышу вагона) не открывает герою искомой истины: там всего лишь несколько одиночек продолжают бесцельное движение наверху все того же экспресса. Но однажды Андрей и Хан видят, как "странный человек с соломенной шляпой за плечами", оттолкнувшись от крыши, прыгает через ограждение моста и плывет к берегу. Путь указан, выход из постылого пространства есть, и Андрей совершает поступок: он покидает вагон, выбирает свободу мира, незнакомого, тревожного, а сверкающий желтыми окнами поезд летит мимо к разрушенному мосту.
Константы мира (по Пелевину):
- интертекстуальность;
- гротеск;
- восточная философия (буддизм – смерти нет; есть переход из одного пространства в другое);
- гл. – трансформация человеческого сознания.
Композиция: движение глав 12 –> 0 (игра со временем). «12» – цикличность; «0» – отправление в бесконечность, а это выход из цикла, но не из бытия.
Ж/д (интертекстуальность «Москва-Петушки» Ерофеева) – это цивилизация: есть культура (соц.состав-расслоение(разные вагоны), традиции, религия (утризм: паровоз, который тянет вагоны, марки «У-3»).
Поезд – метафора движения жизни.
История цивилизации: великая перецепка (перестройка) – примета 90-х.
Андрей – лицо потеряло актуальность (в «0» главе актуальность теряет мир)
Каждый день похож на себя; день расписан => система.
Библейский пласт – горе Авель.
11 глава: вагон-ресторан («обычное место у окна»)
Человек – это «жёлтая стрела»: всё зависит от системы координат, от собственного сознания; «я» - это центр во Вселенной). Андрей готовит для себя смену координат. Он готов внутренне (НО это неосознанно).
На двери купе, где жил Хан («XV» - Христос Воскрес) => Андрей (отсыл - Первозванный) – ученик Хана. Андрей и Хан – 5 лет всё повторяется.
Хан: на костюме «Angels of California» - хиппи (стремление к свободе).
Вопросы Хана точечны, чтобы ощутить свою сущность.
10 глава: «Если ты веришь, что с поезда можно сойти – ты сойдёшь с него». Андрей не понимает, что значит «сойти с поезда».
9 глава: удары колёс становятся звонче – Андрей начинает понимать реальность (о которой говорил Хан).
8 глава: «Bridge (едут к Разрушенному мосту) over troubled waters (человек в соломенной шляпе бросается с крыши в воду)».
Гриша-бизнесмен – нажимает стоп-кран для себя.
7 глава: настенные надписи (путь Андрея – надписи, но читать их нужно наоборот) => Андрей хочет сойти с поезда живым.
6 глава: «Тотальная антропология» (исследование о стуке колёс) => исследование распространяется на весь мир.
Мир можно остановить своим сознанием.
Рождаемся мы не пассажирами, но потом ими становимся.
5 глава: «Путеводитель по ж/д Индии» // Гумилёв «Заблудившийся трамвай».
4 глава: «как всегда»; Андрей и Хан – на крыше (это ритуальная смерть; человек в соломенной шляпе).
3 глава: Андрей пытается найти союзника; Хан исчезает (вещей не было), но оставляет письмо.
2 глава: «… есть только сознание счастья» => Андрей расширяет сознание (мысленно он становится параллельным реальности).
0 глава: в центре – Андрей вернулся к истокам сознания (которое было при рождении); пузырьки в стакане – время остановилось в сознании Андрея –> видит поезд со стороны.
Цикл будет существовать, пока это нужно будет Андрею.
Мир – это симулятор (копия копий).