Отражение.
Форма целостного отражения предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Восприятие
Итог - образ предмета, который включает в себя комплекс взаимосвязанных ощущений приписываемых сознанием одному явлению или предмету.
Ощущение
Итог – чувство.
Для того, чтобы предмет был воспринят необходимо совершить какую – либо внешнюю или внутреннюю работу по его исследованию с целью формирования образа, т.е. необходимо проявить активность.
Для возникновения ощущения этого не требуется (опыты Хэлда, и Хэйна, доказывающие роль активности в восприятии).
Характеристики:
1. Предметность
Каждый объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и во времени отдельное физиологическое тело.
2. Константность
К 10 годам. Относительная постоянность образа предмета при изменении условий его восприятия. Значение очень велико, т.к. она обеспечивает постоянство свойств всего видимого, тех принципов объектов, по которым мы их узнаем. Иначе мир постоянно бы менялся (субъективно) и перестал быть узнаваем.
3. Целостность
Предмет воспринимается нами не как комплекс отдельных свойств, а как единое целое, при этом целое не только вбирает в себя качество отдельных элементов, но и приобретает новые, в зависимости от их структуры.
• Один и тот же элемент, включенный в разные структуры воспринимается по-разному.
• Восприятие целого сохраняется при выпадении отдельных частей
• При замене отдельных элементов, но сохранении структуры общий образ не меняется
4. Обобщенность
Любой воспринимаемый нами предмет классифицируется, т.е. причисляется к определенной категории предметов, имеющей название. Развивается в процессе развития речи и опыта, расширении круга понятий.
Благодаря обобщенности можно предсказать свойство объекта и предназначение вне зависимости от его индивидуальных особенностей и искажений.
Все рассматриваемые характеристики врожденные и развиваются.
Апперцепция
Осознанное восприятие
Перцептивные стратегии
Индивидуально – типические формы восприятия и переработки сенсорной информации.
Ведущая модальность – ведущая система восприятия:
• Аудиальная
• Визуальная
• Кинестетическая
Является врожденной, но развитие возможно. Чаще – смешанные, женщины – визуалы, мужчины – аудиалы.
Аналитический тип восприятия
Внимание человек направляет на отдельные детали и предметы Синтетический тип восприятия
Человек воспринимает как единое целое структуру целиком.
Коартированное
сУженне восприятие, преимущественно внимание на отдельные стимулы Гибкое
Легко перестраивается с одних стимулов на другие
Нивелирующее (целостное)
Уравнивающее различия между новыми и старыми стимулами Заостренное
Различает стимулы, замечает малейшие различия. Человек дифференцирует внутренние схемы, чтобы включать новые знания.