пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

П. А. Сорокин «Главные тенденции нашего времени».

Три наиболее важные тенденции нашего времени это, во-первых, перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового, – интегрального – социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности.

Пока есть лишь несколько, и сравнительно скромных, манифестаций этого нового строя. Давайте кратко исследуем эти новые начина­ния.

Во-первых, в то время как договорный строй Запада распадается… многие азиатские и аф­риканские общества перешли от господствовав­шего до настоящего времени насильственного строя к свободной договорной системе социальной и политической организации…

Во-вторых, в то время как договорный порядок в международных отношениях в значительной сте­пени распался, некоторые новые международные институты, подобные исчезнувшей Лиге наций и существующей ООН, возникли, пытаясь пост­роить всемирный договорный порядок взамен «ло­кальных» и «ограниченных» соглашений между несколькими правительствами, которые заключа­лись в предшествующий период. Несмотря на многие крупные дефекты ООН и других подобных международных институтов, они, тем не менее, обладают большими потенциальными возмож­ностями и могут развиться в важные факторы мира между народами в деле объединения всех отдельных государств, как минимум, в широко координируемое мировое сообщество.

О третьей и наиболее важной перемене сви­детельствует тот факт, что не всё является насильственным и коррумпированным в тотали­тарном и олигархическом режимах, вытеснивших договорный строй…  Хотя Советы и подобные им режимы и ввели негуманную регламентацию жизни миллионов сво­их граждан, вместе с тем они освободили эти миллионы от многих прежних форм подчинения и эксплуатации. Проводя политику «коллективиза­ции», «национализации» и отчасти «уравнивания», эти режимы сформировали у своих граждан не только менталитет и поведение регламентиро­ванных и порабощенных заключенных, но также характер, энтузиазм и поведение членов свобод­ного «мы-коллектива», добровольно объединен­ного взаимной симпатией и ответственностью, взаимной помощью, свободным сотрудничеством и неэгоистической любовью в одну огромную семью, или братство…

Именно энергия неэгоистической любви, в ее грубой или возвышенной разновидностях, вооду­шевляет, мотивирует и санкционирует формы че­ловеческого поведения, взаимоотношений, соци­альных, политических и экономических органи­заций, подобные тем, которые существуют в гар­моничных семьях…

В-четвертых, социальные институты семейно­го типа разрастаются не только в тоталитарных, но также в демократических странах в формах «благоденствующих и социалистических госу­дарств», «прогрессирующего республиканизма» и «либеральной демократии»… Все быстрорастущие взаимоотношения по типу семейных, сообщества, братства и социокультурные институты — предвестники нового интег­рального социокультурного строя…

Борьба между силами прежде созидательного, но теперь во многом устаревшего чувственного порядка, и возникающими созидательными силами нового интегрального строя продолжается неот­ступно во всех сферах социальной и культурной жизни и во внутренней жизни каждого из нас.

Окончательный исход этой эпохальной борьбы в значительной степени зависит от того, сможет ли человечество избежать новой мировой войны. Если этой апокалиптической катастрофы можно избежать, то нарождающиеся творческие силы возвестят наступление прекрасной эры в чело­веческой истории.


15.02.2015; 01:14
хиты: 2131
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь