Общие черты экономической мысли Древнего мира:
1)выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители и отдельные правители рабовладельческих государств
2)попытка идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство
3)доказательства мыслителей Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности
была направлена против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности обмена.
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.
Особенности восточного рабства (т.н.азиатский способ произ-ва).:
1)государство (основная форма государственной власти – деспотия) имело масштабные хозяйственные функции
2)регламентация ростовщичества, долгового рабства, торговых сделок.
Общие черты экономической мысли Древнего Востока:
1) трактаты древневосточных мыслителей- источники сведений о хоз-ом быте, только потом - памятники экономической мысли
2) она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка
3) носила преимущественно нормативный характер, т.е. отвечала на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?»
Древний Вавилон.
Сложился в Двуречье в 18в. до н.э.Кодекс законов царя Хаммурапи(1792—1750до н.э.).Вавилон как центр международной торговли – требовалась сильная централизов. власть – деспотия.Привилегии храмов=дворцам, жрецы высоко чтились.Дефицит земли=>распределялась гос-вом – лучшая дворцам и храмам, остальная общанная земля в семейном или коллективном владении.Не было частной собств-сти, тк продажа земли считалась бедой, но могли менять, передавать по наследству.За нарушение кодекса-суровые меры наказания. Расцвет ростовщичества (20% годовых).Духовные ценности на идеях материального богатства, долголетия, здоровья, детей.
Древний Китай.
Труды Конфуция (Кун Футы (551—479 до н.э.), в частности, его сборник «Луньюй» («Беседы и суждения»).Конфуцианство пропитано уважением к китайским обычаям и обрядам. Общество «благородных» и «простолюдинов».
-призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения -только образованный правитель, «отец народа» и гарант «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.
- тогда «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.
- признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям- путь обладания «человечностью» - личное нравственное совершенствование, долг каждого, как и постижение правил уважения старших, сыновней почтительности и, дружбе с братьями (концепция «совершенного человека»)
Мо-Цзы – первый критик конфуцианства, выходец из его школы. Школа моистов ратовала за природное равенство людей, отрицание аристократизам и привилегий знати, проведение реформ в интересах всего народа, всеобщее участие людей в физ труде. Осуществление преобразований не только через исп-ие обычаев, но и путем введения новых законов. Акцент на практике, овладении новыми ремеслами.
Коллективный трактат «Гуань-цзы» ( IV-III вв. до н.э.).
-главной задачей выдвигали «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков)
-судьба чел-ка и общ-ое уст-во управляются высшим божественным началом
-меры по стабилизации натурально-хоз-ных отн-ий: регулир-ие гос-вом цен на хлеб, введение льготных кредитов земледельцам, замена прямых налогов на железо и соль косвенными
Древняя Индия.
Идеи заключены в ведах-гимнах, молитвах, религиозных текстах, поэзии-это представления о богах, космосе, человеке(1500-500гг до н.э.). «Ригведы»-первая книга индуизма, в ней модель божественного закона, кот воплощается на земле в виде «дхармы»-колоссальный объем человеческой ответственности, от постижения вед, ритуала, норм права, морали, заканчивая правилами приемом пищи.
Трактат«Артхашастра», «наука о гос устройстве, управлении и его пользе» (IV—III вв. до н.э.). Автор -Каутилья (советник царя)
- утверждал о трудовом происхождении богатства, о стремлении к власти и богатству как высшем приоритете
- за широкие функции государства ( обеспечение охраны ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьба со спекулирующими торговцами и т.д.)
- «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.4 сословия ариев.
- Формирование справедливых цен на товары (доля прибыли торговцев в цене товара должна составлять 5% от цены на местные товары и 10 % от цены на иностранные. В случае отклонений - разницу в казну.
-кастовая система: наследственное общественное неравенство, власть наследственных каст, превращение свободных людей в рабов(обладали правом собств-сти, правом самовыкупа)
-«Законы Ману»(2 в до н.э-2 в н.э), Ману – мифический прародитель человечества. Царь-защитник кастового строя, брахманы – советники.Жертвоприношения, на них живут боги. Основа экономико-политич проблематики индуизма:1.добродетель; 2.интерес, польза, выгода;3.удовольствие.Исходя из этого – 3 вида знания:дхарма-,артха-,кама-шастра.