Родоначальником жанра эссе был французский писатель, Н. Монтень. Написанные им в этом жанре «Опыты» («Essais») вышли в 1580 году. В 1697 году к жанру эссе обращается английский философ Ф. Бэкон, а позже и Д. Локк. Постепенно эссе, или «опыт» (как первоначально переводилось название в русскоязычных изданиях), прочно вошло в литературу, и тем не менее до сих пор нет точного, однозначного определения этого жанра. На неоднозначность термина «эссе» указывают как иностранные авторы 1, 2, так и отечественные исследователи
3. Анализ теоретических работ 4–7 позволяет все же выявить ряд признаков, характерных для жанра эссе:
- субъективность, отчетливо выраженная авторская позиция;
- достаточно узкая конкретная тема (хотя сам диапазон тем широкий, от философ ских вопросов до бытовых проблем);
- отсутствие устойчивой формы, компози ции, свободная форма изложения;
- небольшой объем произведения;
- ориентация на общение с читателем и, как следствие, использование разговорной речи.
По определению В. Хализева, «эссеистская форма – непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единых фактах, описаний реальности и размышлений о ней.
Мысли, высказанные в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возмож ность совсем иных суждений» 8, c. 356. И другое, не менее важное замечание: эссеистика, по мнению ученого, тяготеет к синкретизму – на чало собственно художественное легко соединяется в ней с публицистическим и философ ским. Сходное определение жанра находим в «Литературном энциклопедическом словаре».
Автор статьи В. Муравьев считает, что «эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорные интонации и лексику» 9, c. 516. Автор эссе выступает, таким образом, в большей степени не как носитель знаний, а выразитель мнения, цель и установка эссе не изложение готовых истин, а ломка стереотипов сознания, отстаивание свободной мысли.
Этот жанр был традиционным для английской литературы. А. Бурцев, обращаясь к истории английского рассказа, пишет, что «своеобразным предшественником рассказа явилось «essay», традиция которого в английской литературе идет от эссеистики Д. Аддисона и Р. Стиля через прозу «лондонских» романтиков к «Очеркам Боза» Ч. Диккенса и «Книге снобов» У. Теккерея» 10, c. 7. На рубеже XIX–XX столетий жанр эссе оказался особенно востре
Буржуазная революция произошла в Англии еще в XVII веке, в 1688 году, и была компромиссом между дворянством и буржуазией.
В XVIII веке Англия представляла собой государство с развитыми буржуазными отношениями. Буржуазная революция послужила толчком к развитию английской философской мысли, предвосхитившей интеллектуализм литературы XVIII века, ее философскую насыщенность, обращенность к вопросам социологии и эстетики. Наиболее известные мыслители – Д. Локк (1632–1704), Т. Гоббс (1588–1679), А. Шефтс бери (1671–1713), Б. Мандевиль (1670–1733).
Литература в первую очередь ставила перед собой просветительские задачи, что обусловило развитие журналистики, а также вызвало интерес к новым жанрам, подходившим для просветительской деятельности. Одним из них стал жанр эссе.
У истоков жанра эссе в английской литературе стоят Д. Аддисон (J. Addison 1672–1719) и Р. Стиль (R. Steele 1672–1729). Их нравоучи
ЖАНР ЭССЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. АДДИСОНА И Р. СТИЛЯ
2007 г. О.А. Королева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 12.11.2007
Исследуется эссеистика двух представителей английского Просвещения Д. Аддисона и Р. Стиля. Затрагивается проблема определения жанра эссе, выявляются основные его признаки. Анализируется проблематика, основные герои, рассматривается образ автора и специфика формы эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля.
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 6, с. 274–277 Жанр эссе в творчестве Д. Аддисона и Р. Стиля 275 тельные эссе печатались в популярных английских изданиях XVIII века: «Болтун» («The Tatler» 1709–1711), «Зритель» («The Spectator» 1711–1712), «Опекун» («The Guardian» 1713), «Англичанин» («The Englishman» 1713–1714).
В эссе Аддисона и Стиля существовала некая жанровая синкретичность: в них совмещались черты газетной хроники, публицистической за метки, фельетона, литературно-критичиской статьи, юмористической новеллы.
Уже в первом журнале – «Болтун» – Р. Стиль выступал не от своего имени, а под псевдонимом Исаак Бикерстаф (Isaak Bickerstaff), заимствованным из памфлета Свифта.
Авторами эссе второго журнала – «Зритель» – являлись несколько вымышленных героев, которые должны были представить на страницах журнала английское общество тех лет и выразить точки зрения представителей разных общественных групп (помещик сэр Роджер де Коверли, богатый купец сэр Эндрю Фрипорт, отставной офицер капитан Сентри и др.). Герои эти – своеобразные маски, выполняющие соответствующие роли. Кроме них есть рассказчик, которого придумали Аддисон и Стиль и от лица которого ведется повествование во многих эссе.
Свою функцию он определяет в первом номережурнала «Зритель»: «Я обитаю в мире скорее как зритель, наблюдающий людей, чем как участник их жизни» 11, c. 100.
Так как журналы были ориентированы на приобщение представителей буржуазных кругов к культуре, то эссе, написанные в форме беседы, с элементами назидательности, наилучшим образом подходили для этого. Адиссони Стиль в своих эссе затрагивают различныетемы – вопросы быта, морали, философии, человеческой природы. Любое эссе предваряет эпиграф на латинском языке – изречение древних морализаторского характера. Но содержание эссе не было столь строгим, античная мудрость иллюстрировалась живыми сценами из жизни англичан XVIII века. Например, эссе, посвященное военным, где авторы восхваляют их благородство и мужество, открывается эпиграфом из Гомера «Листьям в дубравах лесных подобны сыны человеков» (пер. Н. Гнедича).
Восхваляя отвагу солдат, Аддисон и Стиль пишут: «Сила разума, сознание долга и жажда славы…прибавьте к этому братство в опасности, благо человечества, общее дело, несомненную доблесть, и вы узнаете причины, по которым человек теряет мелочное попечение о себе» 12, c. 164. Но после столь высокопарного началаавторы эссе рассказывают о рядовом эпизоде гибели солдата во время переправы и передают спокойную реакцию его боевых товарищей на это событие. Другое эссе, редваренное эпиграфом из Горация, критикует засилье французской лексики в английском языке. В качестве иллюстрации приводится комический эпизод с письмом сына к отцу, которое последний не смог понять из-за обилия иностранных слов. В эссе о разнице городского и деревенского укладов жизни рассуждения авторов сопровождаются описанием излишне вежливого друга сэра Роджера Уилла Уимбла.
Д. Аддисон и Р. Стиль обращаются к самым разным темам. Ряд эссе посвящен эстетическим проблемам (эстетика классицизма, юмор и остроумие, народная поэзия, поэмы Мильтона), вечным темам (добродетель, жизнь и смерть, красота). Стихия, царящая на страницах журналов Аддисона и Стиля, – стихия юмора. Автор может подшутить и над собой, и над слабостями читателей. Наиболее удачные очерки с описанием современного английского быта и нравов были связаны с вымышленным героем – сэром Роджером де Коверли. Хотя эссе об этом герое разбросаны по разным номерам журнала «Зритель», они составляют некое единое целое.
Эссе о сэре Роджере почти не скреплены сюжетно и, скорее, являются зарисовками из английской жизни. Можно сказать, что сэр Роджер является родоначальником галереи чудаков в английской литературе: пастор Адамс Г. Филдинга, дядя Тоби и мистер Йорик Л. Стерна, мистер Пиквик Ч. Диккенса.
Таким образом, можно выделить две важнейшие составляющие эссе Аддисона и Стиля: умозрительные размышления и юмористические зарисовки. Но существует и третий важнейший элемент, который в дальнейшем закрепится в английской литературной традиции, – это назидательность, стремление авторов не просто поделиться своими мыслями на определенную тему, но закончить их моральными выводами. Об этом пишет сам Аддисон в 16-м но мере «Зрителя»: «… я хочу вникать в человеческие страсти и исправлять те развращенные чувства, которые порождают все эти мелкие экстравагантности» 12, c. 73. Об этом же говорится и в 10-м номере того же журнала: «Поскольку я собрал себе столь широкую аудиторию, то не пощажу сил, чтобы сделать ее обучение приятным, а развлечение полезным. По этим причинам я буду стремиться оживлять нравственность остроумием, а ум – нравственностью» 12, c. 66. Каждое эссе Аддисона и Стиля либо заканчивается выводами морализаторского характера, либо они вплетаются в ткань повествования. Так, опубликованное в «Зрителе» эссе о битве со львом, приведенное для того, чтобы показать «основное развлечение 276 О.А. Королева более цивилизованной части населения Велико британии» 12, c. 72, заканчивается следующим назиданием: «Писатели часто упрекают публику за грубость вкуса, но, кажется, сейчас наш не достаток состоит не в отсутствии хорошего вкуса, а здравого смысла» 12, c. 72. Эссе из 93-го номера «Зрителя» открывается рассуждением авторов о быстротечном времени и о людях, теряющих драгоценные мгновения. Размышления заканчиваются сентенцией о сути добродетели: «…всякий может развивать добродетель в самом общем смысле этого слова. Деятельность, связанная с обществом, займет тех, кто склонен к хлопотам, и одарит их занятиями, превосходящими бурностью своей самую разгульную жизнь. Советовать невежественным, помогать нуждающимся, утешать страждущих – наш долг» 11, c. 138. Номер 195-й в большей степени, чем другие, нравоучителен, так как авторы призывают своих читателей к умеренности, их рассуждения перемежаются с философскими притчами и примерами из современной жизни. В эссе 15-го номера авторы рассуждают об истинном счастье, которому «любезно уединение, претят блеск и суета» 11, c. 115, и счастье ложном, которое «предпочитает толпу, внимание света» 11, c. 116. Эти рассуждения иллюстрируются описаниями образа жизни двух женщин – Аврелии, чья «жизнь столь упорядочена, молитва, трапеза, труд и развлечения чередуются столь разумно, что семья эта кажется маленьким госу дарством» 11, c. 116, и Фульвии, которая «рачительное домоводство считает скучным и недостойным знатной дамы, а время, проведенное с семьей, она полагает потерянным впустую и видит себя удаленной от мира, если не пребывает в театре, в парке или в гостиной» 11, c. 116. Еще одна важная характеристика эссе английских публицистов – образ автора, который является важнейшим звеном в структуре произведения. Личность автора проявляется в каждом эссе Аддисона и Стиля, мы узнаем о его пристрастиях, характере, привычках. Например, в 49-м листке «Зрителя» автор пишет: «Джентльмену, не склонному к веселым мужским сборищам или дамским гостиным, естественно искать той беседы, какую мы находим в кофейне.
Там человек моего нрава – в своей стихии» 11, c. 131. Прославление писателем новой буржуазной формации в Англии, процветающей экономики и торговли отражено в 69-м номере:
«Нет в Лондоне места, какое посещал бы я так охотно, как Королевскую торговую биржу. Поскольку я англичанин, мне приносит тайную радость и тешит мое тщеславие самый вид столь пышного сборища соотечественников моих и чужеземцев… превращающих нашу столицу в рынок всея Земли» 11, c. 134. Большинство эссе написаны от лица автора; размышляя на ту илииную тему, он раскрывает собственное «я», что, оказывается не менее важным для автора, чем донести до читателя ту или иную мысль. Вот несколько типичных начал разных эссе: «Когда я в серьезном духе, я часто гуляю один по Вестминстерскому аббатству» 11, c. 121; «Я часто мечтаю о том, чтобы язык наш охраняли особые лица» 11, c. 165; «Недавно, прогуливаясь по городу и предаваясь размышлениям, я заглянул в большую залу, принадлежащую банку» 11, c. 107. Следует, однако, заметить, что здесь мы видим не собственно личность авторов эссе, а скорее образ, созданный Аддисоном и Стилем, – alter ego автора, добродетельного англичанина, приветствующего новые веяния и одновременно консервативного, если речь идет о вопросах нравственности, а также остроумного и наблю
1. Таким образом, эссе Д. Аддисона и Р. Стиля – это эссе нравоучительного характера, что было связано со спецификой литературы эпохи Просвещения. Дидактическое начало удачно сочетается в их произведениях с комическим. Образ автора – важная составляющая эссе, его взгляды близки, но не тождественны мнению писателей. Эссе Д. Аддисона и Р.Стиля были очень популярны в свое время, позже первое место на литературной арене занял роман.
Однако и во второй половине XVIII века жанр эссе не был забыт. К нему обращались такие великие романисты, как Г. Филдинг («Дневник путешествия в Лиссабон», 1755), О. Гольдсмит («Гражданин мира», 1762), а также С. Джонсон (Samuel Jonhson, 1709–1784).