Эволюция взаимоотношений человека и природной среды
Миллиарды лет геосфера нашей планеты представляла собой абиотическую (неживую) среду, в которой происходил круговорот веществ в виде химических и физических процессов.
Наша планета была безжизненной.
Первые остатки жизни на земле найдены в слоях литосферы, образовавшиеся около 3,5 – 4 млрд. лет тому назад.
Современный вид нашей планеты это результат деятельности живых организмов.
Благодаря постоянному их взаимодействию с минеральными элементами среды возникла биосфера.
Современный состав атмосферы значительно отличается от первоначального.
Первичная атмосфера почти не содержала кислорода, была богата углекислым газом, метаном, водородом, парами воды, различными соединениями азота. В связи с фотосинтезом растений и некоторых бактерий, перерабатывающих углекислый газ в органические вещества, газовый состав атмосферы постепенно менялся до современного.
Живые организмы также воздействовали на минералы, что способствовало образованию почв.
Постепенно за миллиарды лет непрерывной работы живых организмов
изменились состав и структура земной поверхности.
С появлением человека на Земле началось воздействие его деятельности на сформировавшуюся биосферу.
В истории взаимоотношений общества и природы условно можно выделить четыре стадии взаимоотношений.
Первая стадия – от момента возникновения человека до позднего палеолита (около 40 тыс. лет тому). В этот период люди жили небольшими племенами, охотились на диких животных, собирали семена. Основным источником энергии была мускульная сила человека. Первобытные люди, пользующиеся примитивными орудиями труда, вписывались в природную среду, не нарушая ее равновесия.
Вторая стадия – от позднего палеолита до 18 века. В этот период человек стал причиной исчезновения некоторых видов животных (мамонт, гигантский олень, шерстистый носорог, пещерный медведь и др.). Интенсивно начинает развиваться земледелие, скотоводство, ремесло, строительство поселений.
Наибольшее воздействие на природу оказало использование огня, выжигаются значительные территории лесов для сельского хозяйства, строительства. Выжигание растительности привело к значительным изменениям состава флоры, фауны. Следует отметить, что наша планета вначале этого периода была на 90 – 95% покрыта лесами, а в конце – менее чем на 50%.
Неумелое использование земель, орошение, безжалостная эксплуатация приводили к истощению, засолению почв, снижению плодородия.
Колыбель цивилизации: юг Палестины, Северные районы Сирии, Месопотамии – ныне пустыни. Средняя Азия – центр цивилизации, ныне обширная зона пустынь.
Третья стадия (18 век – середина 20 века) – период активного развития науки, техники, энергетики, роста численности населения, хищнического использования природных ресурсов.
Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, покорение ее, господство над ней и уверенность, что природные ресурсы неисчерпаемы.
Четвертая стадия (середина 20 века – настоящее время) характеризуется развитием глобального экологического кризиса. Человек стал могущественной геологической силой на нашей планете. Резко возросла численность населения земного шара, масштабы человеческой деятельности превзошли масштабы могущественных стихийных явлений.
Под застройку изымаются все большие площади плодородных земель, истощаются природные ресурсы, массово вырубаются леса, исчезают все новые и новые виды животных и растений, обедняется генофонд планеты.
Загрязняются атмосферный воздух, вода, почвы, растительность, образуется огромное количество не перерабатываемых отходов.
Отрицательные последствия нерациональной хозяйственной деятельности выражаются в огромных экономических потерях.
Учение о географической среде
Географическая среда – одно из важнейших понятий географической науки. Оно было предложено еще в конце XIX в. известным французским географом-страноведом Элизе Реклю и работавшим вместе с ним русским географом Л. И. Мечниковым. За прошедшие с тех пор сто с лишним лет это понятие постепенно расширялось и углублялось, став центральным звеном учения о географической среде. Однако несмотря на обширную литературу по этой проблематике, причем не только географическую, но и философскую, некоторые принципиальные вопросы еще до сих пор продолжают оставаться спорными.
Во-первых, это вопрос о трактовке самого понятия «географическая среда», который еще не так давно разделял географов на два враждующих лагеря.
Сторонники более широкой трактовки считали и продолжают считать, что между понятиями «природа» и «географическая среда» теперь уже нет различия, поскольку люди освоили, окультурили всю планету. При этом сторонники такой точки зрения иногда ссылаются на Ф. Энгельса, который еще в XIX в. в «Диалектике природы» написал о том, что от той природной среды, которая была на территории Германии ко времени прихода германцев, осталось «чертовски мало». Если так, то что уж тогда говорить о рубеже двух тысячелетий! Подобной точки зрения придерживались В. А. Анучин, Ю. Г. Саушкин и другие известные географы.
Сторонники более узкой трактовки считают, что понятия «природа» и «географическая среда» близкие, родственные и в перспективе, по-видимому, действительно сольются в одно понятие. Но пока еще человеком освоена далеко не вся природа, а только ее часть, хотя и преобладающая. Такой точки зрения придерживается большинство географов и философов, что отразилось и на самом определении понятия о географической среде. Для примера можно привести определение, которое дано в очень авторитетном издании – «Географическом энциклопедическом словаре»: «Географическая среда – земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной мере освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство».[18]
Какая же именно часть земной природы уже освоена, окультурена человеком? Отечественные и зарубежные ученые время от времени публикуют соответствующие расчеты, однако «вилка» между цифровыми показателями зачастую бывает весьма велика. Очевидно, что при таких расчетах важно знать, всю ли земную сушу принимают во внимание или только обитаемую. Желательно учитывать также степень нарушенности естественных экосистем. В этом смысле представляет интерес расчет, сделанный американскими учеными в 1994 г. (табл. 11) и приведенный в ряде отечественных изданий.[19]
Анализ таблицы 11 показывает, что если учитывать всю площадь земной суши, то на нашей планете осталось еще 94 млн км2 территории с ненарушенными экосистемами. Если же вычесть обширные пространства, покрытые ледниками (Антарктида, Гренландия), обнаженными скалами и землями, то останется 52 млн км2. Не менее, если не более интересны соответствующие данные по отдельным странам. По расчетам органов ООН, площадь не тронутых человеком «диких» земель в середине 80-х гг. XX в. достигала: в СССР – 7,5 млн км2, в Канаде – 6,4 млн, в Австралии– 2,3 млн, в Китае– 2,1 млн и в Бразилии – 2 млн км2.
Спорным остается, во-вторых, вопрос о том, что входит в само понятие о географической среде. Здесь также обозначились две трактовки – широкая и узкая.
Сторонники широкой трактовки считали, что географическая среда включает в себя разнокачественные элементы – как природные, так и общественные, и даже самого человека в качестве биосоциального существа. Поэтому они предлагали называть географическую среду антропосферой, социосферой, техносферой и т. п. Сторонники узкой трактовки предлагали включать в понятие о географической среде только те элементы, тела и силы природы, которые либо созданы ею и сохранились в девственном состоянии, либо созданы человеком, но имеют природные аналоги (поля, сады, пастбища, пруды, каналы, лесные полосы и др.). Что же касается тел природы, измененных человеком настолько, что они утратили всякую аналогию с природными элементами (академик С. В. Калесник в этой связи писал о домах, телевизорах, самолетах, пирожных, шашлыках, кальсонах, пластмассах, Венере Милосской и т. п.), то включать их в понятие географической среды никак нельзя, равно как и самого человека.
Таблица 11[20]
ПЛОЩАДИ С НАРУШЕННЫМИ В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ НА КОНТИНЕНТАХ ЗЕМЛИ
Некоторому примирению этих противоположных точек зрения способствовало появление в 1970-х гг. нового термина – «окружающая среда».
Под окружающей средой стали понимать совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, явлений и процессов, внешних по отношению к человеку, с которыми он взаимодействует в процессе своей деятельности.[21]
Этот термин применяют по отношению к отдельному человеку и по отношению к большим группам людей, а также ко всему человечеству (синоним – среда обитания человека). Если при этом в качестве окружающей среды рассматривают только природную среду, то и говорить следует об окружающей природной среде. Если же речь идет об антропогенной (природно-антропогенной) среде, то применяют целый набор соответствующих понятий – таких, как «социальная среда», «жилая среда», «производственная среда» и т. д.
Географический детерминизм
Географический детерминизм – учение, согласно которому главной детерминантой общественного развития является географический фактор. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш.-Л.Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И.Мечников.
Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу».[1] Южные народы, напротив, ленивы от природы, и поэтому они не способны к героическим поступкам. Восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой. Конечно, эти рассуждения французского философа следует воспринимать в общем контексте знаний его эпохи, поскольку история народов, удалённых от Европы, была известна европейским мыслителям весьма поверхностно, да и эти знания изобиловали искажениями и фантастическими представлениями.
Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью.
При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти. Но в то же время, по мнению Монтескье, они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа.
В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому в этих странах отсутствует деспотическая форма правления. Таким же образом Монтескье объясняет и другие социальные явления (торговлю, гражданские законы, международное право и т.д.).
В развитии идей географического детерминизма важную роль сыграл также и Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения человеческих цивилизаций, главное внимание он обращает на географическую среду, которая, по его глубокому убеждению, играет решающую роль в их формировании и генезисе. «В жарком поясе, писал он, — несмотря на его роскошную флору и фауну, до сих пор также не возникло прочной цивилизации, которая занимала бы почетную страницу в летописях человечества. Здесь причина этого кроется в самом факте, так сказать, излишнего развития органической жизни во всех ее формах, это изобилие жизни служит в ущерб развитию энергии и умственных способностей у населения; жители жаркого пояса, получая в изобилии и почти без всяких координированных усилий со своей стороны все необходимое для материального благоденствия, по этой самой причине лишены единственного стимула к труду, к изучению окружающего мира и к солидарной, коллективной деятельности»[2].
Другим занимающим Мечникова предметом является свобода человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Развитие свободы он также связывает с наличием соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на формирование различных видов деятельности людей, в частности на кооперацию. Там, где по выражению русского ученого, существует «кооперативная солидарность», имеется больше возможностей для свободы и меньше для возникновения деспотических форм правления. Деспот, под которым Л.И. Мечников подразумевает и царя, и военачальника, и жреца – словом, любого, кто проявляет авторитарно-властные устремления в отношении других людей, имеет место там, где ему нет отпора и люди, лишенные кооперативной солидарности, безропотно ему подчиняются.
В богатом готовыми ресурсами тропическом климате напряжённый труд не является необходимым условием для зарождения цивилизации и её прогресса. Такие стимулы существуют лишь в условиях умеренного климата, поскольку природа там ничего не дает людям в готовом виде. Этим и объясняется возникновение цивилизаций в умеренном поясе. Особую роль здесь играет наличие больших полноводных рек, которые Л.И. Мечников считал основным фактором, определявшим развитие цивилизации. «Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила»[3].
При общем сравнении Древнего Запада и Древнего Востока Л.И. Мечников делает вывод, что преимущества Запада главным образом объясняются географическими условиями жизни населяющих его народов, способствующими развитию у них предприимчивости и настойчивости в достижении поставленных целей. Обратным проявлением всё той же зависимости может служить «инертность», характерная, как полагает Мечников, для обитателей Индии.
Следующий шаг в развитии цивилизаций Мечников связывает с освоением океанов. Возникновение океанской цивилизации начинается с открытия Америки. Русский ученый разделяет точку зрения, согласно которой демаркационной линией между Средними веками и Новым временем является открытие Колумбом Нового Света.
Следует подчеркнуть, что в развитии исторической науки сторонники географического детерминизма сыграли известную положительную роль. Во-первых, признавая определяющую роль географической среды в историческом процессе, они тем самым показали, что детерминанты общественного развития следует искать на земле, а не на небе, как это делали и делают теологи. Во-вторых, многие их идеи очень актуальны в наше время, когда, как уже выше отмечалось, мир переживает глубокий экологический кризис и когда необходимо беречь природную среду, от которой в конечном счете зависит жизнь и дальнейшее существование человечества. Вместе с тем нельзя не отметить, что они не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.
Экологическое направление в географии.
В последней трети XX в. массовое экологическое движение захватило и географию. Появились призывы к её экологизации, географы заговорили об экологической парадигме, экологическом мышлении, экологическом императиве. При этом за стремительной экспансией экологической терминологии нередко скрывались риторика и конъюнктурная мода на экологию, но явно недоставало научного осмысления самой сущности экологии, экологизации и их отношения к географии. Отсутствие четкости в этих исходных понятиях породило изрядную путаницу в том, что называется экологизацией географии.
Нельзя не отметить существующую неопределенность в представлениях об экологии. Прежде всего крайне важно резко отделить
распространенное обывательское понятие об экологии как всякой деятельности, направленной против ухудшения окружающей среды (вплоть до организации субботников по уборке бытового мусора) от экологии как особой науки. Наука эта претерпела за последние десятилетия 'существенную трансформацию, и в настоящее время её содержание и задачи трудно определить однозначно. Классическая экология, ведущая начало со второй половины XIX в., определялась как биологическая наука, изучающая влияние среды на живые организмы, практически — на растения и животные. Значительно позднее было осознано, что человек как живое существо также заслуживает экологического исследования; появились экология человека и социальная экология — два близкие и несомненно перспективные научные направления, которые можно было бы объединить термином гуманитарная экология. Но, кроме того, экологический бум последней трети XX в. породил множество разных ʼʼэкологииʼʼ, имеющих мало общего с подлинной экологией или с наукой вообще, к примеру, урбоэкологию, промышленную экологию и даже экологию культуры, литературы, духа и футбола. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сфера экологии становится необозримой и расплывчатой, она по существу превращается в междисциплинарное поле исследований, не имеющее четкого предмета и какого-либо общего теоретического фундамента. Между тем некоторые зарубежные специалисты склонны видеть в экологии всеобъемлющую науку о структуре и функционировании природы и о взаимоотношениях человека и природы. Здесь мы подходим к непосредственно интересующему нас вопросу о соотношениях между географией и экологией.
Как бы ни формулировать содержание и задачи экологии, между нею и географией несомненно имеются определенные точки соприкосновения. По существу, перед обеими науками стоят близкие цели и задачи. Еще задолго до появления экологии географы занимались изучением влияния среды на жизнь растений и животных. Известно, в частности, насколько огромное значение этому вопросу придавал А. Гумбольдт, который практически своими трудами подготовил почву для возникновения экологии. Экологический подход в самом широком смысле слова, распространяя ᴇᴦο и на изучение человека, имманентно присущ географии, и можно утверждать, что она изначально была экологизирована.