Правовой обычай — один из наиболее древних текстуальных
источников норм права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.
Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определенных местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для
непосредственно социального действия в качестве нормы права он
должен иметь объективно правовое содержание (см. выше), а для
того, чтобы получить значение государственно-признанного источника права — быть санкционированным государством (в романо-германской правовой семье). Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путем ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства, или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой. В настоящее время обычай постепенно вытесняется (особенно в романо-германской правовой семье) другими нормативно-правовыми формами, прежде всего, законом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права.
Правовой обычай в целом можно определить как правовой
текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного
повторения каких-либо фактических отношений и интерпретируемый как общезначимая и общеобязательная норма, имеющая представительно обязывающий характер.
Видный французский компаративист Р. Давид, исходя из роли обычаев в правовой системе, выделяет три их разновидности. Так, обычаи secundum legem (в дополнение к закону), играющие наиболее важную роль, служат уяснению смысла тех терминов и фраз закона или судебного решения, которые употреблены в особом, отличном от общепринятого значении (злоупотребление правом, разумная цена и т. д.). Обычаи praeter legem (кроме закона), применяющиеся при пробелах в праве, а также contra legem и adversus legem (против закона), встречающиеся при коллизии закона и обычая, играют незначительную роль в правовой системе.
Хар-ные черты правового обычая: наиболее тесно связаны с религией и моралью, длительный период формирования и отмены, сначала устная форма затем письменная, традиционность, стихийность, консерватизм, локальный(партикуляризм), казуистичный.
Историч этапы становления: 1. Символический- сущ-ет в форме символических действий, 2. Вербализация – сущ-ет уже в вербальном выражении( в пословицах, поговорках), 3. Этап записи( письменная фиксация): спонтанная(без фиксации гос), по инициативе гос.