Непозитивизм(нормативизм) оформился в пер.пол. ХХ в. на основе идей Г. Кельзена и Харта. Его постулаты: различие права и закона, причем закон рассм-ся как форма, право как содержание; право верховенствует над гос-ом, которое должно «искать» право, «найти» его и зафиксировать в общеобязательном нормативном правовом акте; сущность права - система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека; закон должен и может стать «вместилищем» для естественного права. Непозитивизм представлен социологической и психологической школой, этическим и юридическим понятиями права. Исходя из неопозитивизма, право - это принудит. нормы, основ. на др. принудительных нормах, составляющие в совокуп. иерархическую сист. предписаний, снабженных санкциями.
1)Социологическая школа права концептуально оформилась в конце XIX в. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного разви тия. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. Идеологи социологической школы права призывали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Их основной постулат: «Право следует искать не в юридических нормах, а в самой жизни». Приверженцы этой теории разделяют «мертвый закон» и «живое право». Законы - это только литерат.тексты на правовую тему, это «книжное право», кот. может быть весьма далеким от жизни. «Живое право» - право в собственном смысле - это то, что творят суды и админ.органы, когда они устанавливают субъектив.права и юр. обязанности участников правоотнош. Социологич. понятие права получило распростр. в странах общего права (common law), где судебные прецеденты, наряду с законами, являются основ. ист. права. Создателями и приверженцами социолог. юриспруд.в США были Холмс, Паунд, Дж. Фрэнк и другие, в России -Муромцев, Коркунов. Наиб. распространение она получила в США и в странах, где америк. правовая идеология имеет сильное влияние - Австралии, Канаде и др. странах общ. права, а также в Японии после 2.мир.войны. «Право - это то, что сказал судья» - в этом выражается суть социолог. правопон. Особенность социолог.школы права состоит в том, что она признает права человека, не зафиксированные в законе, именно их защищает и формализует суд.
2) Психологическая теория права выделилась из социологич. направления в правопон.в конце XIX - начале XX вв. Основой для становления данного направления в юриспруд. послужило развитие психологии как науки. Наиболее известна психологич. концепция права русского ученого JI. И. Петражицкого
и немца 3. Фрейда. По их мнению, право представляет собой продукт психич. переживаний людей. Обществ. переживания проявл. в позитивном (писаном) праве, т. е. законе, индивид. переживания проявляются в автономном или субъективном праве. Область права в таком понимании безгранично расширяется, поскольку включает в себя и внутреннее, интуитивное право индивидов, и их
правосознание. Советская правовая теория отвергала психологич.подход
к праву за его приверженность к субъективному идеализму.
Этическое понятие права различает право и закон по содержанию, причем понятие «право» объясняется через понятие «справедливость». Справедливость же объясняется через ценностные представления людей о том, какими должны быть общественные отношения. Данная теория признает естественное право, более того, законы, как позитивное право, могут быть и несправедливым, естественное право всегда справедливо, но не имеет силы закона, поэтому задача юристов состоит в том, чтобы воплощать естественное право, справедливость в позитивном праве.
Юридическое (либертарное, философ., естеств.-правовое) понятие права, одним из представителей которого является Нерсесянц. Есть три фундаментальные области жизнедеят. чел. - духовная, физическая и общественная. Выделяют 4 постулата юр.правопонимания.: 1. Право - это нормы и требования свободы людей. Значит,
право фиксирует свободу людей, определяет ее меру, кол-во взаимоотнош. свободных и ответственных людей. 2. Поскольку свобода - это самое важное качество, которым обладает человек, живущий в обществе, поэтому правовые нормы и требования (притязания, полномочия) должны формулироваться 95 в законе, закрепляться силой государства. Закон должен служить свободе, праву. Гос-во и его законы необходимы для права. Правовые нормы, содержащие требования свободы, должны стать обязательными для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов, судебных прецедентов и других властных актов. 3. Права человека составляют основу права в совр.обществе. 4. Гос-во - это особая организация власти в обществе, кот. признает, соблюдает и защищает свободу подвластных хотя бы в минимально необходимой мере. Сущность государства - это публичная политическая власть, подчиненная праву. Так, исходя из этой теории непозитив. правопонимание, право - это нормы и полномочия, выражающие и обеспечивающие свободу индивидов в их отношениями друг с другом и с гос.властью.