В 879 г. Рюрик умирает. Его преемником и регентом при сыне Игоре становится князь Олег. В 882 г. Олег собирает войско из варягов, эстов, славян и покоряет Смоленск, Любеч, затем добирается до Киева, хитростью выманивает из города и убивает местных князей Аскольда и Дира и подчиняет себе город полян. Так, князь Олег стал основателем Киевской Руси
В Vii-IX вв. происходит объединение племен, образовывается восточно-славянское государство. Предпосылки возникновения государственности славян были обусловлены рядом внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы
· развитие пашенного земледелия
· совершенствование орудий труда
· возникновение имущественного неравенства
· института частной собственности
· развитие ремесла
· смена родовой общины – соседской
· становление городов
Внешние факторы
· борьба с кочевниками
· защита торговых путей
- походы против Византии
Киевская Русь – это раннефеодальная монархия.
Основными общественно-политическими чертами Руси в данный период были:
- во главе государства наследственный князь. Он одновременно является правителем, военным вождем и судьей;
- в подчинении князя – дружина;
- старшие дружинники составляли совет князя – Думу;
- вече (народное собрание);
- в городах функционирует совет старейшин.
Социально-политическую основу Древней Руси составляли города-государства. Они возникли в VIII-IX вв. как центры племен и союзы племен через слияние нескольких общинных поселков.
Развитие:
1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в IX в. началось выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того времени были слабо выражены. Крупная частная собственность - вотчина - имела рабовладельческий характер и не играла ведущей роли в экономике Древней Руси.
2. Основной ячейкой общественного устройства была община. Это замкнутая социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Община - многофункциональна, базировалась на принципах коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на принципах прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений.
3. Господствовало коллективное общинное управление. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном вариантах. Государство строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить «ряд» - договор, с народным собранием - вече. А это значит, что он тоже был элементов общинной власти, призванным соблюдать интересы общества. Состав вече был демократическим. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни.
4. В Древней Руси было много городов, но их роль была несколько иной, чем в Европе. На Руси город являлся в первую очередь политическим центром, это был своеобразный город-государство. Жизнь русских была организована на демократических началах, но по типу демократия была близка к эллинской, т.е. к демократии античных городов-полисов. Так же как и в Элладе, демократия на Руси носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены такие социальные группы, как женщины и рабы. Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному, но важнейшая проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллективизма.
5. Возникновение в домонгольской Руси государственных образований происходило вне античной традиции и римского публичного и особенно частного права с его разработанной системой прав личности, оснований частной собственности, владения, отношений между простыми товаропроизводителями, таких, как договор, купля-продажа, ссуда, долг, завещание, являлось существенной особенностью, ограничивавшей возможность эволюции государственности по пути, аналогичному западноевропейскому.
6. Не только князь и дружина, но и рядовое население Киевской Руси было вооружено. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотня, тысяча). Именно народное ополчение решало исход сражений. Влияние княжеской дружины было существенным, но не решающим. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности, прежде всего со стороны кочевой степи.
Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:
-краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);
-пространная редакция (она содержит 121 статью);
-сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).
Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.
Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:
-Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);
-Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).
Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.
В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:
Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);
Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).
Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.
Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.
Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.
По Русской Правде выделялись следующие слои населения:
-князья (стояли над законом);
-бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
-духовенство (их судила только церковь);
-простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
-закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от -кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
холопы (рабы);
-рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).
Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.
Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:
-купли-продажи;
-займа;
-хранения имущества (поклажи);
-займа с самозакладом (закупничество);
-подряда («урок мостников») ;
-личного найма.
Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
По Русской Правде выделялось наследование:
-по закону;
-по завещанию.