В вопросе о познаваемости мира = вопрос о границах познания, сущ позиция гносеологич. оптимизма и пессимизма. (Гносеология – филос-кая теория познания.) Гносеолог-ий оптимизм (марксистская школа, классич наука) - утверждает что границ познания не существует, любое познание м. быть познано чел-ом. Гносеолог-ий пессимизм (Протагор, М.Монтень, Д.Юм, И.Кант) -сомневается в возм-ти достоверного познания мира. Подразд-ся на скептицизм, агностицизм. Агностицизм (недоступный познанию) - отрицает познание всего, что выходит за пределы непосредствен чувствен опыта. Скептицизм сомневается в возм-ти получить достоверные знания о мире.
Субъект познания – тот, кто познает, Чел. Объект – то, на что направлено познание, то что познается: - все формы материи и формы ее взаимодействия.
Сущ. 3 модели субъектно-объектных отнош-ий: 1. объектно-натуралистическая: обект познания водействует на чувства и сознание субъекта, поэтому играет главную роль. 2. Субъективно-рефлексивная (создана представ-ми нем. класс. фил-фии): субъект влияет на объект познания; 3. Деятельностная (марксисты): отнош-ия между объектом и субъектом познания историчны, субъект активно действует не только духовно, но и на практике.
Без взаимоотношений субъекта и объекта познания невозможен процесс познания.