В широком смысле, природа – совокупность всего существующего. В узком смысле, природа – естественная среда, которая окружает человека.
Природа и природная среда не тождественны, как географическая среда и окружающая среда.
Основные модели взаимодействия природы и человека:
- Мифологическая – отражает тип господства природы над чел.
- Научно-техническая – господство чел. над природой
- Философско-гуманистическая – гармоничное взаимодействие чел. и природы.
Мифологическая модель – (восточные общества, античное общество, средневековый период).
Рассмотрим данные эпохи.
Восточное общество – Активность чел. направлена на вживание в сложившуюся среду, идет духовно-нравственное совершенствова-ние самого себя.
Античный период: Природа – совершенный космос, кот. противопоставляется хаосу, чел. не мыслит себя без природы, природа становится эталоном подражания.
Средние века – есть Бог, есть чел., есть природа. Чел. выше природы, чел. обладает и божественным (душа) и земным началом. Природа – источник зла и греха. Возможно вмешательство в природу.
Эпоха Возрождения: чел. становится абсолютной и высшей ценностью, он обладает всеми полномочиями. Чел. превращается в земного Бога.
Новоевропейский период (научно-технологическая модель) – впервые была прописана идея подчинения природы чел-ку посредствам развития науки. Природа становится объектом технической эксплуатации. В нач. 20 века в учениях философов появляется новая установка – установить новый тип отношений между чел. и природой (гармоничный тип).
Широко рассмотрена связь чел-ка и природы у космистов (Федоров, Флоренский, Циалковский и др.) – Стремились восстановить нарушенные связи между человеком и космосом.
КОЭВОЛЮЦИЯ – процесс совместного развития природы и чел. в направлении оптимального соотношения интересов природы и чел. Основан на двух принципах.
- принцип «ахимса» - ненасильственное отношение ко всему живому;
- принцип «у-вэй» - невмешательство в протекание природных процессов.