Феноменология – напр-ие, основ-ое Э. Гуссерлем.
Гусерль рассматривал фил-ию как строгую науку – науку о феноменах сознания. По Гуссерлю, науки о природе и обществе нуждаются в философском обосновании. Гуссерль считал предметом фил-ии – сознание, ибо только через него людям доступна реальность. Гл. хар-ка созн – интернациональность, т.е. постоянная направл-ть на предметы.
Феномен-ия стремится выделить чистое сознание, или абс-ое «Я», кот-му дана истина о предметном мире. Для феноменологии не важно, существует ли предмет в действ-ти или является иллюзией–главное, чтобы он существовал как объект для сознания, т.е. был феноменом. Девиз Ф: «К самим предметам (вещам)», кот. непоср-но даны чистому сознанию.
Фил-ия жизни Направление осн-ое в к. 19 в.Ф. Ницше. Центральное понятие – «жизнь» (целостный процесс, не знающий деления на дух и материю, включает и биологические и культурно-исторические явления). Поскольку жизнь находится в постоянном движении и противоречии, поэтому ее не возможно понять разумом, а необходимы интуитивные формы познания (понимание, миф, формы символического, образного познания – искусство) и внемыслительные спос-ти чел-а: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопост-ся бессозн-ное.
Ницше критикует разум, науку, нравственность, христианскую религию. Жизнь нельзя постичь разумом и выр-ть в трад-ых научных и фил-их кат-ях. Наиболее адекватным ср-ом ее поз-ния явл-ся ис-во. Др. изв- ые представ-ли:В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.
Экзистенциализм Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование) - “фил-ия существования”. Экзистенция – уникальность челов-го бытия. Согласно экзистенциализму, задачи фил-ии – заниматься вопросами индивидуально-человеческого бытия. Различают: религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев), считал , что чел-к, кот верит в Бога – свободный чел-к; атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер), утв-ет, что чел обречен на одиночество в безбожном мире.
Экз-м различает подлинное (чел сознательно выбирает и проектирует свою жизнь) и неподлинное (безответственное существование) сознание чел-а.
Единственная подлинная действительность – бытие чел-й личности. Сущность чел-ка опр-ся им самим, а не вне его.