Считается, что слово «фил-ия» впервые употребил Пифагор, который называл философами всех тех, кто стремится проникнуть в суть вещей и более всего любит познание истины.
Фил-ия буквально означает любовь к мудрости. Фил-ия – особая форма познания мира, которая рациональными средствами вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия. Объект фил-ии – это вся окружающая нас действительность, материальный и духовный мир, включая самого чела. Предмет фил-ии – это наиболее общие законы развития чела, общества, природы и мышления.
Миф (с греч. – рассказ, предание) – способ описания, объяснения, усвоения мира людьми при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются в качестве реальных явлений.
Религия - коллективная система взглядов и поведения, основанная на почетании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь.
В отличие от мифологии и религии, фил-ия стремится опираться, прежде всего, на разум, доказывает свои утверждения, не боится сомнений и способна на самокритику. В этом она близка науке, хотя, строго говоря, наукой не является.
Наука – сфера чел. деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. целью науки является теоретич. отражение действительности.
Разные философы порой по-разному определяли основные вопросы фил-ии:
И. Кант: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать??Что такое человек?
С. Кьеркегор: Где «я»? Ч то значит сказать «мир»? Какого знач. этого слова?Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я?
Ф. Энгельс: ? об отношении мышления к бытию, т.е 1. Что первично дух или материя? (идеологисты,материалисты) 2. Как относятся наши мысли о мире к самому миру, познаваем ли мир?
В. Соловьев: Как достичь правды на земле?
А.Камю: ? о самоубийстве: Стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить или нет? М. Хайдеггер: Почему сущ. нечто, а не ничто?
Вопр., кот ставят фил-фы таковы, что на них нелья дать однознач. ответ. Потому, в отлич. от науки в фил. нет общепринятых рез-ов, а также методов и терминалогии.
В фил сильнее, чем в науке проявляется личностная уникальность и национально-культурная принадлежность авторов. В фил. менее, чем в науке заметен прогресс мысли, идеи великих фил-ов не устаревают.
Гл. отлич. фил. от науки: Наука безразлична к смыслам, целям, ценностям и интересам человека, она пытается дать нам объективную картину мира. Фил-ию интер-ет мир для чел-ка, ее главным предметом явл. живое отнош. чел-мир.
В рамках собственно фил-го знания выдел. отдельные его отрасли: Антология – учение о бытии.Учение о состоянии бытия: Метафизика (о неизменности бытия). Диалектика (о развитии бытия).
Гносеология – учение о познании.Социальная фил-ия – учение об обществе. Фил. антропология – учение о человеке. Аксиология – учение о ценностях. Футурология – учение о будущем. Этика – теория морали. Эстетика – теория красоты. Фил-ия религии.