Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи:
Анафора – единоначатие (клянусь, … клянусь…)
Умолчание – оборот речи, где автор сознательно не до конца высказывает свою мысль (нет, я хотел…быть может…вы, я думал…)
Многосоюзие – намеренный повтор союзов, для усиления выразительности речи (тонкий дождь сеялся и на поля, и на леса, и на широкий Днепр)
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов (швед, русский – колет, рубит, режет)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет)
Парцелляция – фигура речи, связанная с разделением высказывания («Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…»)
Присоединительная конструкция – отражает ход мыслей и связана с разного рода дополнениями (ты загубила жизнь…свою)
Если лексика отражает знание людей о предметах, формирует понятия, то синтаксис отражает отношения между предметами и понятиями. Синтаксис так же моделирует мир, как и лексика. Описаны и освоены многие характерные «нарушения нормы», без которых сегодня художественная речь вообще едва ли возможна. Эти приемы получили название «синтаксических фигур». Часть этих приемов одновременно касается лексики и синтаксиса, их принято называть лексико-синтаксическими, другие в основном относятся к сфере синтаксиса, соответственно называются собственно синтаксическими.
Наиболее распространенные фигуры речи – это:
- АНАФОРА — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света (Фет)
- АНТИТЕЗА — противопоставление различных понятий или явлений: Я царь – я раб – я червь – я Бог! (Державин)
- БЕССОЮЗИЕ, или асиндетон — такое построение поэтической речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены для усиления выразительности и оживления фразы: Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)
- ИНВЕРСИЯ – Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (Лерм)
- СИМПЛОКА – стилистическая фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце ("И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу").
- Э́ЛЛИПСИС — пропуск в речи структурно необходимого язык. эл-та; ср.: Ему он говорит одно, а мне — другое; О чем вы так долго?
- АНТИФРАЗА — стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.
Мы знаем: вечная любовь Живет едва ли три недели (Пушкин)