20 век был веком значительных перемен в жизни человечества. Эти перемены затронули материальную, политическую и духовную сферы общественной жизни. Для того чтобы охарактеризовать современную западную философию как явление духовной жизни, полезно обратить внимание на ее черты. Важнейшей из них является отсутствие единообразия. Она представляет собой множество школ и направлений. Другая черта проявляется в богатстве проблематики, третья выражается в интересе к глобальным проблемам человечества. Четвертая состоит в повышенном интересе к проблеме человека и его взаимосвязи с обществом. Пятая проявляется в интересе к вопросам о методологии познания. Шестая выражается в связи разных философских направлений и школ, седьмая проявляется в господстве плюрализма, а восьмая черта вытекает из особого интереса многих философов к философии политики, права, науки, техники, экономики. «Философия жизни» как концепция разрабатывалась в трудах немецких философов XIX в. А. Шопенгауэра (1788—1860) и Ф. Ницше (1844—1900). Они выступили с критикой рационализма классической европейской философии и ценностей западноевропейской цивилизации. В центр внимания философии они предлагали поставить вместо разума так называемую волю к жизни, которая, по их мнению, и определяет развитие человечества. Окружающий мир рациональным путём познать невозможно, основным методом познания должно стать мистическое озарение, интуиция и т. д. В вопросах онтологии и гносеологии философы этого направления стояли на позициях крайнего субъективного идеализма, агностицизма и индивидуализма. В ХХ в. идеи Шопенгауэра и Ницше развивали немецкие философы В. Дильтей (1833—1911), О. Шпенглер (1880—1936), французский философ А. Бергсон (1859—1941).