Министерство внутренних дел и Департамент Полиции.
Особый статус придан МВД созданием в 1880—1883 гг. департамента полиции.
На него возложены задачи предупреждения и пресечения преступлений, охраны общественной безопасности и порядка. Во главе – директор, однако общее руководство возлагалось на министра внутренних дел, который одновременно являлся, как правило, и командиром отдельного корпуса жандармов.
Главы МВД (Толстой, Горемыкин) играли роль своеобразных «первых министров» при императорах, проводили их карательную политику, стремились подавить антисамодержавное общественное движение, предотвратить назревавшую российскую революцию.
Министр внутренних дел являлся шефом отдельного корпуса жандармов (ОКЖ), который также вошел в состав МВД.
Департамент полиции имел не только широкие функции, но и разветвленную структуру в центре и на местах, ведал полицейскими учреждениями, охранными отделениями, их сыскными частями, градоначальниками, транспортными, фабричными полицейскими и жандармскими структурами, адресными столами, пожарными командами и др.
МВД накопило уникальный опыт придания государственному управлению полицейского характера, осуществления его полицейскими методами и структурами, что обусловило отличительную черту центрального управления пореформенного времени.
МВД все более становилось главным регулятором внутренней жизни, проникая во все ее поры, полнее и полнее осуществляло функции политической полиции, превращаясь в ее орган при сохранении статуса главного, центрального учреждения.
В январе 1898 вопросы политического сыска были переданы в отдел Департамента полиции. Помимо основных функций также оказались борьба с политическими партиями, общественными движениями, охрана императора и высших чиновников.
Внутри страны Департамент полиции опирается на охранные отделения.