Уже со второй половины 14в. Москва становится центром развития ремесла и торговли. С ростом казны московские князь получил возможность расширять свои владения и таким образом как покупка земель. При этом Москва проводила гибкую политику по собиранию земель с целью привлечь на свою сторону не только новые княжества, но и церковь. Наряду с «собиранием» собственно русских земель происходило включение в состав Московского государства иноязычных народов как имевших, так и не создавших собственную государственность. Москва становится центром.
Рост территории Московского княжества в XIV - первой половине XV века привел к реформе системы управления этими территориями. Теперь городом и пригородом управлял наместник великого князя из бояр, а волостями - волостели из более мелких феодалов. Они осуществляли административно-полицейские, судебные, военные функции. Жалованья от великого князя наместники и волостели не получали, а за свое управление брали с местного населения «корм» натурой («кормление»).
К собственно государственному управлению относились сбор налогов, система призыва на военную службу и судопроизводство.
Главой государства был «великий князь всея Руси» Иван III. Он обладал законодательными, административными и судебными полномочиями, которые постоянно расширялись. При Иване III начинает складываться национально-государственная символика (появляется изображение двуглавого орла (1497г.)).
Свою власть в стране великий князь делил с удельными князьями — своими братьями. Важная роль в системе управления принадлежала боярской Думе, выросшей к XV в. в «постоянно действовавший» совет. Наряду с высшим думным чином — боярин — вводится более низкий второй думный чин — окольничий.
Реальными исполнителями воли великого князя были дьяки. Они составляли аппарат боярской Думы, казны и двора.
Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы — на волости. На основной территории государства управление осуществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него «кормы» в свою пользу. К началу XVI в. централизация государственного управления не была завершена, оно сохраняло значительное разнообразие и архаические порядки.