пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4 курс 2 семестр:
» гена
» мартинов
» дек
» дек 2
» дек 3
3 курс 2 семестр:
» СССР
» ccch 2
3 курс 1 семестр:
» CИД
» СИД 2
» rubel
» Папенко
2 курс 2 семестр:
» Мотрук
» СИТ
» Котляров
» Мельничук
II семестр:
» второй модуль Россия
» Первый модуль Россия
» Давня
» Екзамен Українська Етнологія
» English
» Античність
» етнологія
» Первый модуль Этнология
» первый модуль - нова история Украины
» первый модуль - нова история Украины 2
» второй модуль философия
» Українська мова
» Спецкурс - греки
I семестр:
» История первобытного общества
» История Древнего Востока

АРАМЕЇ

 

Сирійське (Сирське) історіописаня арамеїв

«Історія Вірменії» - Бар-Дайсан (Бардесан, Вардесан)

  • Автор народився в м. Едеса (143-222 рр.); - формально Едеське царство прийняло першим християнство; - сама традиція сирійського історіописання починається з Бар-Дайсана.
  • Моисей Хоренский пользуется сочинением Вардесана, называя его  Летопись (Хроника Армении; см. выше)которая повествует об армянских князьях Валерсе и его сыне Корсу.
  • Вардесану пришлось покинуть Эдессу (ок. 216 – 217 г.), по упомянутым выше причинам (в Эдессу вступил Каракалла) и бежать в Армению, где он выступил с проповедью христианства. Но имел небольшой успех, зато, будучи в Армении продолжительное время (год или два), Вардесан, воспользовавшись храмовыми архивами, составил Хронику Армении. После армянской миссии Вардесан, как думают некоторые исследователи (Поснов), вернулся в Эдессу, где прожил остаток жизни. Смерть Вардесана относится к 222 году. 

«Книга законів країн» - Бар-Дайсан

  • «Книга о законах стран», принадлежит не самому Бар-Дайсну, но одному из его учеников, и потому для ознакомления с своеобразным бардезианским учением им следует пользоваться с осторожностью.
  • В форме диалога (или ≪вопрос-ответа≫) была составлена ≪Книга законов стран≫, которая приписывается одному из предшественников Мани, сирийскому гностику Вардесану (154–222/3) или записана со слов Вардесана его учеником Филиппом.
  • Самое раннее упоминание о христианстве на севере Афганистана можно найти в «Книге законов и стран» Вардесана (начало III в.).
  • говорится, что христиане присутствуют в Парфии, Гиляне, Кушане, Фарсе, Мидии и Хатре.

«Божественна мудрість Індії» - Бар-Дайсан

«Історія мучеників» - Марута Майферкатський

  • У Мейферкаті став єпископом; - політик; - вів переговори з Візантією та з Феодосієм; - провів 2 конгреси Перських християн.
  • Группа Деяний Персидских мучеников, к-рые в V в. начал собирать дипломат еп. Марута Майферкатский, отражает память о преследованиях персид. христиан шаханшахами-маздеями примерно с 307 г. до конца правления Сасанидов. Ряд мученических деяний имеет «эпический» (по терминологии Делеэ) характер, т. е. практически лишен исторической ценности. Таковы Деяния Мар Авдишо и Мар Кардага, Мар Муайна и Мар Сабы-Пиргушнаспа и нек-рые др.
  • Собрание этих житий было в 420 г. подготовлено Марутой, епископом Майферкатским. однако оно, по господствующему до сих пор мнению, не сохранилось.
  • "Деяния мучеников" являются источником, который содержит обстоятельные и многочисленные данные об эпохе Сасанидов.

«Історія Нікейського собору» -  Марута Майферкатський

  • Написано не столько по собственному побуждению, сколько из послушания воле высшего иерарха,селевкийского католикоса Исаака (t 416). Произведения Маруты как исторические источники были бы весьма ценны, но в их подлинном виде они давно уже затеряны.
  • Отрывки переведены на немецкий язык Брауном
  • В нач. V в. переводил постановления Никейского собора на сирийский язык епископ Марута, друг св. Иоанна Златоуста, и написал также историю собора; труд его в первоначальном виде, по-видимому, не сохранился.

«Літописна повість про біди, що сталися в Едессі, аміді та в усій Месопотамії» («Хроніка Єшу Стиліта») – Єшу Стиліт (Ісус Столпник)

  • Написана на прохання патріарха Едесси; - Монофізит – автор; - Опис Візантії; - Політика Кавада
  • Хроника распадается на две части: первая содержит общий очерк истории предшествующих бедствий (политических), вторая представляет описание частных бедствий по годам, когда к политическим бедствиям присоединились и физические. Эта хроника обнимает время с 806 года по 818 г. эры Селевкидов, т. е. 494-506.
  • автор ее отводит место и сообщениям о внутренней жизни востока, так, например, описывает голод, мор, сообщает об епископах и их действиях и проч.
  • написанна около 517 г.
  • основное внимание уделено событиям ирано-византийской войны 502 – 506 гг.

-                     Сочинение называется «История времени бедствий, постигших Эдессу, Амиду и всю Месопотамию» и составляет особую, 4-ю часть хроники Псевдо-Дионисия (Зукнинской). Можно считать, что автором хроники был сир. клирик, живший в 506 г. в Эдессе, но бывавший также и в Амиде. Не исключено, что это был И. С., подвизавшийся впосл. в мон-ре Зукнин. Имя И. С. и его сочинение не были известны позднейшим сирийским писателям: материалы «Истории...» не используют ни Михаил Сириец († 1199), ни Григорий Абу-ль-Фарадж Бар Эвройо († 1286).

-                     Написанное в форме послания сочинение И. С. представляет собой историческое повествование, центральной темой к-рого является византийско-персид. война 502-506 гг. Описанию войны посвящена половина сочинения (§ 49-100). Во вступлении (§ 4-48) дается ретроспектива византийско-персид. отношений с 297 г., когда к Римской империи отошел г. Нисибин. Сообщив о передаче Нисибина персам на 120 лет в 363 г. имп. Иовианом, И. С. переходит к временам имп. Зинона, при нем по истечении указанного в договоре срока персы отказались вернуть Нисибин империи. Однако это не привело к военному противостоянию 2 держав. Собственно «история бедствий» начинается с неудачных переговоров шаханшаха Кавада (488-497, 499-531) со вступившим на престол в 491 г. имп. Анастасием I. После этого следует описание внутренних неурядиц в Персии (496-499).

-                     Приступая к изложению основного повествования, автор приводит датировки по эре Селевкидов (начиная с 806 г. - 494/5 г. по Р. Х.), «чтобы не путать рассказ». В описании событий 495-502 гг. (§ 25-47) чаще всего упоминаются неурожаи, голод, эпидемии, землетрясения и др., постигшие Эдессу и окрестные провинции империи бедствия.

-                     Вторжению Кавада, по словам И. С., предшествовали ужасные знамения.

-                     Отсутствие прямой связи между событиями.

-                     С 502 по 506/7 гг. повествование представляет собой последовательный рассказ о ходе войны. В этой части прослеживаются традиции эллинистической историографии и совр. автору визант. историописания. Как и Прокопий Кесарийский, И. С. пользовался ныне утерянной «Историей» Евстафия Епифанийского. С 502/3 г. изложение базируется уже исключительно на личных впечатлениях автора и свидетельствах очевидцев.

-                     Сочинение оканчивается описанием заключения мира с персами и началом строительства укреплений в Даре на персид. границе по распоряжению магистра Келера (ноябрь 506).

-                     довольно сложно определить религ. позицию автора.

 «Стислий літопис» («Едесська хроніка») – Маряб бар Шемеш і Кайома бар Магартат + Бардін і Бавалід

  • Написана писарями з Урхи і 2-ма місцевими архіваріусами; - 571-572 рр.; -  автор – несторіанин; - хвалить Юстиніана ІІ; - проблеми із датуванням; - згадується Феодосі Великий; - згадуються дві комети із точною датою, які дають змогу вирахувати хронологію.
  • С православной точки зрения излагается история в Хронике эдесской. Оно состоит из 106 параграфов и обнимает время от возникновения эдесской церкви до 540 года - до 14 года царствования Юстиниана. Рассказ этот крайне краток, но в высшей степени важен по хронологической точности и важности тех памятников, из которых автор мог черпать свои сведения. В его распоряжении мог быть городской архив, после безвозвратно погибший. Хроника издана была у Ассемания в Bibliotheca orientalis (1719) и перепечатана Михаэли-сом (1786). Затем ее издал и перевел на немецкий язык L. Hallier.

«Роман про Юліана Відступника»о

  • 3 томи; - 1 том – переслідування християн Веспасіаном; - 2 том – розплата, загинув в Ірані; - 3 том – Юліан в потойбічному світі.

«Церковна історія» («Хроніка Захарія Ритора») – Захарій Ритор (Захарій Мітіленський, Захарія Схоластик)

  • Ассеманий, встретив ее отрывки в сирийских рукописях ватиканской библиотеки, предположил, что Захария писал на сирийском языке. Но Ланд представил вполне веские доказательства, что он писал свою историю (монофиситскую) на греческом языке. Впоследствии в нем произошла перемена, и мы встречаем его на Константинопольском соборе 536 г. православным епископом митилинским (Μιτυλήνη на острове Лесбосе). Подлинный текст его творения  не сохранился и даже сирийский перевод воспроизводит его только отчасти - с частыми сокращениями и произвольными изменениями.
  • Значение его, несмотря на убогий вид, в котором оно сохранилось, нужно признать первостепенным, потому что о ходе монофиситских дел, мы, кроме него, не имеем более удовлетворительных источников. Заслуживает особенного внимания и метод ведения дела: он приводит документы, на основании которых он пишет; но в сирийском тексте они представляют много сокращений. Особенно важное значение имеют сообщения о положении церковных дел в Египте после Диоскора, так как в этом отношении Захария не имеет себе равного. В сирийской обработке история доведена до 569 года. Захария же писал около 518 г., и его история обнимала время от 450 до 491 г.

«Хроніка Псевдо-Захарії»

- Сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно; ранее ошибочно приписывалась Захарии Ритору, автору «Церковной истории», к-рая включена в состав З. Р. х. как одна из ее частей.

-  «Книга записи событий, происшедших в мире».

- сочинение использовалось И. Ассемани и было издано А. Маи.

- текст впервые был полностью издан Я. П. Ландом, к-рый озаглавил это сочинение «Захарии, епископа Митилинского, и другие исторические сочинения, большей частью утраченные по-гречески».

- кн. 3 взята «главным образом из «Церковной истории» Захарии Ритора, которую тот написал по-гречески для некоего Евпраксия, жившего при дворе и находившегося на императорской службе».

- Анонимный автор З. Р. х. использовал «Церковную историю» Захарии Ритора в сокращенном виде, без привлечения др. источников для данного периода, за исключением одного фрагмента в кн. 3, взятого из «Церковной истории» Иоанна Эфесского, списка визант. императоров, краткой хроники светских событий в конце той же кн. 3, хронологического обзора в конце предисловия к кн. 4, а также заметки о смерти имп. Зинона и событиях светской истории его царствования в кн. 6.

- Дата составления З. Р. х. приводится в кн. 1 по сир. эре: 880 г. (569 г. по Р. Х.). Отдельные части этой хроники были написаны в 555 г. (XII 7) и в 561 г. (XII 4);

- О личности автора сведения немногочисленны. В кн. 7 автор говорит о своем знакомстве с участником военных действий между Византией и Персией под Амидой (ныне Диярбакыр, Вост. Турция) в 503 г. (VII 5). В кн. 9 автор упоминает, что знает человека, бежавшего из готской Италии в К-поль (т. е. до 536) (IX 18).

- вероятно, он живет в Амиде.

- от кн. 12 остался фрагмент, повествующий о событиях 553-556 гг. (XII 4-7). На этом сохранившаяся часть З. Р. х. завершается, хотя само сочинение, как следует из введения, было доведено до 569 г.

«Книга історії про житія східних святих» - Іоан Ефесський (Іоанн Асирійський)

  • Іоан Ефеський – 507- 566 рр.; - Жив в часи Юстиніана Великого; - Написав «Книгу …» під час перебування в тюрмі; - 58 біографій, збреглося 57; - Св. Марон – монофізит, наслав сліпоту на Юстиніана, який переслідував монофізитів, зняв тільки коли той перестав їх переслідувати; - Біографії йодуть по рівню святості
  • написана в 566–568 роках

-                     Первые сборники агиографических рассказов, в которых повествовалось о преследованиях за истинную веру, появились в конце IV века. Среди церковных историков, писавших в этом жанре. следует отметить Палладия Еленопольского, автора Лавсаика, и Феодорита Кирского. Жития святых яковитской церкви V—VI веков, составленные Иоанном, являются ценнейшим источником о распространении миафизитства в Сирии, а также об экономический процессах ближневосточного региона от Антиохии до Александрии]. Основной задачей своего труда Иоанн Эфесский считал нравственное назидание. Поясняя в 17-й истории своего сборника мотивы, которыми он руководствовался, создавая это произведение, Иоанн Эфесский с горечью пишет:

- По сравнению с «Церковной историей» жития дошли до нашего времени в гораздо лучшем состоянии, из 57 историй только одна утрачена полностью и у 5 отсутствуют отдельные листы. Создание первой версии произведения А. П. Дьяконов относит к 566 году, после чего было ещё две редакции.

«Церковна історія» - Іоанн Ефесський (Іоанн Асирійський)

  • з Гая Юлія Цезаря; - Описується Хосров І; - Поширення християнства в інших країнах (Аравія); - Про поширення християнства в нинішньому Судані; - Війни від Хосрова І до Хормузда ІV; - Згадуються слов‘яни
  • К сожалению, его сочинение дошло до нас далеко не вполне: первые две части истории утрачены (от Юлия Цезаря до 570 г.), сохранилась в довольно полном виде только третья часть, которая распадается на 6 книг, уцелевших отчасти в самом сирийском тексте, отчасти в оглавлении его; она обнимает время 571-585, но с отступлениями в виде воспоминаний о предшествующих событиях, до последних дней жизни автора
  • несмотря на свою приверженность к монофиситскому исповеданию, Иоанн Ефесский все-таки, передавая разного рода слухи, неприятные для своих противников-синодитов, почти всегда замечает, что это он передает по слухам, не ручаясь за их достоверность.

-                     «Церковна історія» Іоанна Ефеського є найстарішим твором у цьому жанрі з тих, що дійшли до нашого часу від сирійських яковитів. Іоанн розділив свій твір на три частини. Перші дві книги охоплюють період від Юлія Цезаря до сьомого року правління Юстина II, третя частина закінчується на 585 році. Перша частина повністю втрачена. Фрагменти другої частини збереглися у двох манускриптах, датованих 875 роком, що зберігаються в Британському музеї і опубліковані Яном Ландом. У хроніці Михайла Сирійця описи низки історичних епізодів ранньої церковної історії, такі як навернення Константина Великого папою Сильвестром I, позначені, як запозичені з «Історії» Іоанна Ефеського. За результатами аналізу О. П. Дьяконов зробив висновок, що ймовірними джерелами першої частини «Історії» починаючи з епохи Костянтина Великого були Теодор Читець та Іоанн Малала.

-                     Третя частина «Історії» збереглася з численними й істотними прогалинами в єдиному пергаментному рукописі, який також зберігається в Лондоні. Манускрипт був закінчений в березні 688 року писарем на ім'я Сергун.

-                     Втрачені фрагменти «Історії», які відновлюють за компілятивними джерелами, не дають повного уявлення про оригінал, оскільки в них відомості розташовуються за роками, а Іоанн Ефеський писав прагматичну історію, нехтуючи хронологічною послідовністю. Крім того, третя частина писалася під час гонінь, коли у автора не було під рукою раніше написаних глав, що призводило до повторів. Як наслідок у компіляторів виникали непорозуміння, вони неправильно датували відомості Іоанна або вважали одну й ту саму подію за два різночасових факти.

«Хроніка Якова Едесського» - Яков Едессський

  • Яков Едесський – 640-708 рр.; - Мав друга – антіохійського патріарха Афанасія, і це допомогло йому при дослідженні джерел для його роботи; - завершив життя монахом; - повний текст хроніки не зберігся; - містить інформацію про східні християнські общини; - немає повного академічного видання.

«Всесвітня історія» Ктаба д’ріс меллс – Йоганнан (Іоанн) бар Пенкайс

  • автор – несторіанин; - жив в часи Омейядів; - 9 книга – аналіз язичницьких вчень; - 14 книга – початок історичного матеріалу; - 15 книга – завоювання Пн Африки і воєн в Середній Азії; - Немає повного академічного видання

«Книга вчень» («Церковна історія») - Теодор бар Конай

  • Опис самої історії східного християнства; - Церковна історія несторіанських патріархів
  • В «Книге схолий» сирийского автора VIII в. Теодора бар Конай, важнейшем источнике наших знаний о манихействе описываются 12 дев – дочерей Света. 

«Аннали» - Діонісій Телльмагрський

  • монофізитський партріарх. «Аннали», «Хроніка Псевдо – Діонісія Телльмагрського».Він призупинив репресії в Сирії проти християнства. В Хроніці описується від створення світу до його часу. Є описи Аравії, Африки, Ірану.

«Хроніка» («Зюкнінська хроніка Псевдо-Діонісія Телльмагарського») - Діонісій Телльмагрський

«Хроніка Іллі бар Шинаї» - Ілія бар Шиная

  • Автор жив 975-1046 рр.; - І частина – викладена по авторам; - ІІ частина – по хронології

«Хроніка Михаїла сирійського» - Михаїл Сирійський (Михаїл Великий Сирієць; Михаїл Страшний)

  • Автора жив 1126-1199 рр.; - В 40 років став патріархом; - Праця збереглася в повному вигляді; - 21 глава; - Описуються 2 затемнення сонця; - Роки коли дуже погано світило сонце, був голод
  • Сохранился армянский перевод этой хроники, издававшийся в Иерусалиме в 1870 и 1871 г.В распоряжении автора было немало не дошедших до нас памятников, о которых узнаем из предисловия; таковы произведения Иоанна антиохийского для времени от Феодосия II до Юстиниана, Гурия, обнимающего эпоху от Юстиниана до Ираклия, Дионисия Телл-Махрского - от Маврикия до Феофила, Игнатия, епископа Мелитинского, пресвитера Иоанна Кайсумского, Слибы, Дионисия бар Салибия.
  • На основании этих трудов и своих собственных наблюдений автор доводит свою историю до своего времени (с армянским продолжением она доходит до 1224 года).
  • История возникновения монофиситства, история попыток Ираклия приобрести содействие монофиситов получают своеобразное освещение; здесь выясняется, как Ираклий хотел обделать соединение монофиситов с православной церковью. Находясь в Эдессе во время похода, он захотел приобщиться у монофиситских епископов, но они объявили, что если он желает приобщиться, то должен войти с ними в общение и отказаться от Халкидонского собора, результатом чего было отобрание ключей от церкви и передача их немногим православным (диофиситам), оставшимся в этом городе.

«Сирійська хроніка 1234 року»

  • Автор невідомий; - 1234 р. – рік який останній згадується; - Описуються 6 перших хрестових походів; - Також є інформація про Кілікію; - Як Салах Ад Дін бере Ієрусалим; - Трохи є інформація про іслам.

 «Хроніка Бар-Ебрея» - Григорій Іоанн Бар-Ебрей (Абуль-Фарадж ібн Гарун)

  • Описується сучасність автора; - Є переклад 1872 року на латинь
  • Григорий написал много и, между прочим, отчасти по архивным материалам сирийским, арабским и персидским, обширную хронику политическую и церковную на сирийском языке (от Адама до своего времени).
  • В первой части рассматриваются события до времени владычества монголов; во второй представляется преемственный ряд первосвященников от Аарона до антиохийских монофиситских патриархов, и ряд восточных мафрьянов и несторианских католикосов. Из первой части этой хроники по просьбе некоторых арабов сам автор сделал извлечение под заглавием «Избранный рассказ о государствах» - в месячный срок. Позднейшие анонимы продолжили списки епископов еще лет на двести. Ассеманий называет этого сирийца последним монофиситским историографом.
  • Хроніка Бар-Ебрео від 1044 розповідає, що «багато прибулих, вірмен, арабів і євреїв» влаштували в місті заворушення і імператор Костянтин IX наказав вигнати з міста всіх, хто оселився в столиці за попередні 30 років.

«Історія мар Ябалахи ІІІ і раббан Сауми» - раббан Саума + ?

  • Починається з подорожі мар Ябалахи ІІІ і раббана Сауми; - Дійшли до Месопотамії; - Помирає католікос і вирішується обрати нового патріарха – ним стає Марк (Ябалах ІІІ); - Хан Абун приходить до влади; - Раббан Саума поїхав до Константинополя, Парижа, Риму, подорожував Італією та Англією, описав ці всі місця та їх пам’ятки; - Звідки взялося слово МАФІЯ - Morte alla Francia, Italia avanti

– історія подорожі 2 цих авторів.

  •  1278 р. – початок подорожі – 1294 кінець. Віправка в Єрусалим(паломництво).
  • Прибули в ставку внука Угедея(котрий володів Туркестаном). Отримали грамоту на безвізовий проїзд, поїхали до Хорасана в несторіанський монастир. Через Азербайджан до Сирії.  Хотіли через Грузію піти на Святу Землю, але дізнались шо дорога небезпечна і не поїхали. Глава 4 – Маркос посвячений в Митрополити. В 5 главі посвячений в Патріархи. Раббан Саума поїхав далі, Візантія,Італія та Рим,Флоренція, Париж, в Аквітаніїї зустрівся з Едуардом 1 –англ.королем. далі назад, новий папа Микола подарував тіару, і Саум як вірний друг вернувся в багдад до Ябалахи(Маркоса) і вручив її йому.
  • Описание жизни мар Ябалахи III было составлено его близким сподвижником раббан Саумой, и содержит как сведения о политике Монгольской империи, так и о визите в Европу с миссией от ильханаАргуна. В данном произведении, вопреки жанру и духу времени, полностью отсутствует элемент чудесного, за исключением редких снов Мар Ябалахи.

«Каталог» - Абдішо (Ебед Єшу) бар Беріха Нісібінський

  • Эбед-Йешу, Иероним сирийской церковной литературы, составил стихотворный каталог, в который вошли 197 писателей, и, в заключение, как и у Иеронима, сам автор, исчисливший свои сочинения. Каталог был издаваем в Риме Авраамом Эккельским в 1653 и Ассеманием; переведен на английский язык Бэджером, 1852 г.
  • Арамеям не вдалося створити власної держави.
  • 14 століття – історіописання зникає.

 

 


12.01.2016; 12:14
хиты: 814
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь