«ТРУДОЛЮБИВАЯ ПЧЕЛА»
В декабре 1758 г. Александр Петрович Сумароков подает в канцелярию Академии наук прошение о предоставлении ему возможности «издавать помесячно журнал для услуги народной». И начиная с 1759 г. в столице выходит журнал под названием «Трудолюбивая пчела», единоличным издателем, редактором и основным вкладчиком которого выступал Сумароков. «Трудолюбивая пчела» и «Праздное время, в пользу употребленное» стоят у истоков литературной журналистики в России XVIII в. и являются первыми частными журналами.
«Трудолюбивая пчела» выходил ежемесячно на протяжении всего 1759 г. с постоянным тиражом 1200 экземпляров. К тому моменту, когда Сумароков начал издавать журнал, eго имя было уже широко известно в литературных и театральных кругах Петербурга. Желание издавать журнал возникло у него в связи с потребностью иметь трибуну для отстаивания своих позиций, учитывая почти не прекращавшуюся полемику между известными литераторами тех лет. Для участия в журнале Сумароков привлек близких ему людей из числа преподавателей и выпускников Сухопутною шляхетного корпуса — Г. В. Козицкого, Н. Мотониса, С. и В. Нарышкиных, А. А. Нартова. Кроме того, в «Трудолюбивой пчеле» сотрудничали В. К Тредиаковский, И. А. Дмитриевский, А. А. Ржевский и даже дочь Сумарокова Екатерина Александровна.
Содержание и весь стиль издания носили на себе отпечаток личности издателя. Отдельные номера сплошь состояли из произведений Сумарокова. Публикации других сотрудников также подбирались не случайно. Это был боевой общественно-активный и насыщенный журнал.
Одна из главных заслуг сумароковского издания состояла в том, что в нем стихийно сформировалась типовая структура литературного журнала, в дальнейшем утвердившаяся в отечественной периодике XVIII в. Каждый номер включал в себя переводные и оригинальные материалы, чередуя прозаические и стихотворные сочинения. Обычно первую половину номера составляли сочинения в прозе серьезного познавательного, иногда научного содержания, за которыми следовали художественные произведения, в основном переводные. Вторую половину номера занимали обычно стихи и публицистические эссе в форме коротеньких заметок нравоучительного или сатирического плана, выдержанные в стиле «писем». Обозначения рубрик «Трудолюбивая пчела» не имела. Не было в ней и литературно-критического отдела.
Особенно важное место на страницах издания занимала сатира. Из номера в номер там печатались самые разные материалы сатирического содержания, как переводные, так и оригинальные.
Публикация образцов античной и ренессансной сатиры, шедевров памфлетно-публицистической и нравоописательной сатиры эпохи Просвещения не только расширяла кругозор русских читателей, но и обогащала арсенал отечественных традиций в области сатиры. Так, в подражание Лукиану Сумароков сочиняет «разговоры мертвых». Следуя примеру Г. В. Рабенера, Сумароков печатает собственный опыт пародийного грамматического пособия «Истолкование личных местоимений Я, ты. он, мы. вы, они», выдержанное в явно сатирическом ключе. Но по-настоящему программный характер имело помещенное Сумароковым в номере журнала небольшое эссе «Сон. Щастливое общество». Это своеобразный набросок трактата об идеальном социальном устройстве государства. Сумароков рисует картину общества, основанного на законах справедливости и равенства всех, кто честно исполняет свои обязанности. Главным законом моральной жизни людей этого общества является правило: «Чего себе не хочешь, того и другому не желай». В данном сочинении Сумароков предпринял первую в русской литературе XVIII в. попытку создания социальной утопии неразрывно связанный с сатирой. В полном соответствии с иллюзиями эпохи Просвещения Сумароков связывает свои представления об идеальном социальном устройстве с концепцией «просвещенною абсолютизма».
Из материалов научно-познавательного характера помимо переводных следует отметить публицистические по характеру статьи Сумарокова, посвященные русскому языку, защите его от необоснованных заимствований и преобразований: «О истреблении чужих слов из русскою языка», «О коренных словах русскою языка».
Почти в каждом номере под рубрикой «Письма» печатались коротенькие эссе публицистического или сатирического содержания, заключавшие в себе выражение позиции Сумарокова по самым разным вопросам общественной и литературной жизни. Чаще всего подобные эссе были выдержаны в ироническом, а то и в резко критическом духе. Чаще они представляли собой резкие сатирические инвективы против распространившегося в дворянской среде увлечения модой, или против сословного чванства, или против коррупции чиновничьею аппарата: «О достоинстве», «Четыре ответа», «О чтении романов», «О некоей заразительной болезни», «О думном дьяке, который взял у меня пятьдесят рублев».
Публикация подобных материалов не могла остаться незамеченной в официальных кругах. И неудовольствие с их стороны позицией издателя «Трудолюбивой пчелы» послужило, по-видимому, причиной закрытия журнала в 1759 г.
Обещание свое не писать Сумароков не выполнил, ибо уже в следующем, 1760 г. стал сотрудником другого петербургского литературного журнала, издававшегося в стенах Сухопутного шляхетного корпуса.
"ПРАЗДНОЕ ВРЕМЯ, В ПОЛЬЗУ УПОТРЕБЛЕННОЕ"
Журнал выходил 1759-1760 гг. еженедельно. В первый год выпуска он имел тираж 600 экземпляров, во второй — 400 экземпляров. Основными вкладчиками журнала были преподаватели и выпускники Сухопутною шляхетного корпуса, в частности, П. И. Пастухов, П. С. Свистунов, А. А. Нартов, Н. С. Титов, кн. В. Белосельский. Известно о сотрудничестве в журнале также С. А. Порошина, С. В. Перфильева, Л. И. Сичкарева. С 1760 г. в журнале начал активно печататься А. П. Сумароков.
Решение издавать журнал возникло у eго opганизаторов, по-видимому, стихийно, ибо какой-либо четкой программы в его материалах не прослеживается. Этот журнал значительно уступал сумароковскому по своей содержательной насыщенности и в литературном отношении оставался безликим. Подавляющая часть публикации журнала состояла из переводов. Источниками служили сатирико-нравоучительные и полунаучные европейские периодические издания, такие как английский «Зритель», немецкий «Патриот», французские «Экономические новости», журнал «Датский магазин» и др. Некоторые материалы были переведены с итальянского и латинского языков.
Чаще всего номер складывался из двух публикаций без какой-либо дифференциации материалов по тематическому или жанровому принципу. Иногда весь номер отводился для публикации какого-либо одного переведенного произведения с продолжением его печатания в следующих номерах..
Что касается тематической выдержанности материалов, переводы морализирующих статей в форме писем или «разсуждений» буквально заполняли номера «Праздного времени». Другая часть материалов знакомила читателей с наследием античной истории и культуры. Но чаще печатались занимательные рассказы на сюжеты античной истории.
Впрочем, некоторые вполне определенные установки издателей журнала, свидетельствовавшие об их идеологической позиции, в ряде публикаций раскрываются. Одной из таких тем было «невежество простолюдинов является благом для общества». Другой темой, определявшей содержательную направленность журнала, была тема воспитания.
Положение изменилось в 1760 г., когда издателем и основным вкладчиком «Праздного времени» стал преподаватель Сухопутного шляхетного корпуса П. И. Пастухов и в журнале начал активно сотрудничать А. П. Сумароков, вынужденный прекратить издание «Трудолюбивой пчелы». Прежде всего претерпела изменения содержательная направленность журнала, резко возросло число материалов сатирического характера и почти в каждом номере теперь были представлены стихотворные сочинения Сумарокова. Значительно изменился и структурный облик издания.
Помимо теоретического обсуждения проблем сатиры издатели почти в каждом номере публикуют разнообразные материалы, так или иначе связанные с этим родом литературы, как переводные, так и оригинальные. В этом отношении «Праздное время» в 1760 г. приняло эстафету от сумароковского журнала. Так, П. И. Пастухов на протяжении практически всего 1760 г. публикует перевод обширного сатирико-нравоучительного цикла Г. В. Рабенера «Толкование пословиц».
Эти блестящие образцы нравоописательных зарисовок, как и сатирико-назидательные эссе, были своеобразной школой, формировавшей предпосылки отечественных традиций сатирической прозы.
Сумароков оживляет содержание «Праздного времени» тем, что из номера в номер помещает в журнале свои поэтические произведения. Сумароков публикует свои сатирические басни, которые определяет термином «притчи». В этом Сумароков также продолжал традиции «Трудолюбивой пчелы».
Прежде всего, этими изданиями была заложена основа литературной периодики, где познавательная и чисто эстетическая установки в равной мере определяли содержательную структуру журналов. Благодаря выходу в свет этих журналов, писатели получали возможность постоянного контакта с читателями. В свою очередь, читатели через журналы оказывались включенными в процесс развития литературы. Все это влекло за собой серьезное расширение читательской аудитории и создавало предпосылки для превращения журналов в средство формирования общественного мнения.
И еще одним очень важным результатом появления таких журналов стало стихийное формирование будущих литературных кружков. Прообразами их являлись группы энтузиастов, составлявшие нечто вроде авторского коллектива, зачастую бравшего на себя функции редакции. Журналы таким образом становились фактором объединения творческих единомышленников. Органами, способными привлечь широкую читательскую аудиторию к обсуждению животрепещущих вопросов общественной жизни, названные журналы стать еще не могли. Для этого еще не было необходимых условий. Но ими были созданы предпосылки для появления таких условий в будущем.