Вторая Материальная форма книги. Материалом для письма в средневековье служил, главным образом, пергамент, который в VII в. практически вытесняет папирус. На раннем этапе пергамент сначала красили в пурпур, писали золотом или серебром. В XIII в. создаются городские цеха по производству пергамента (до это монополией владели монастыри), но его все равно не хватало и был он не совсем дешевым материалом. Поэтому получают распространение палимсесты - пергаменты, с которых был стерт, создран первоначальный текст, а затем нанесите новый. В результате множество текстов особенно античных были навсегда утрачены (Тита Ливия, Вергилия, Евклида). Уже в XVII в. пытались воссоздавать подобные тексты, применяя различные кислоты. Сегодня для этого приспосабливают другие технологии, например фотографирование.
Инструментом для письма являлся сначала каламус и птичье перо, как в античности, позже - гусиные перья (penna). Пользовались также и металлическим перьями, но значительно реже из-за их жесткости. Для разлиновкииспользовали острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые был использован графит. Для раскрашивания и нанесения позолоты использовали кисточку. Главными компонентами чернил служил черный орех (дубовый нарост), сульфат меди и гуммиарабик. Густые черные чернила той эпохи было по качеству выше античных - их трудно было смыть. Широко применялись цветные чернила, особенно красное, приготовленное, как в античности, на свинцовой основе.