Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Лисицин Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
1. характер активности людей – интеллектуальное, физическое.
2. сферы активности – трудовая, внетрудовая.
3. виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, и др. виды. (формы активности).
Основываясь на этих трёх аспектах, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.
Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища (Чумаков Б.Н).
Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление ,борьба с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.
Существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни». Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека (Быховская,1982). Согласно Ю. П. Лисицыну, «образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (Лисицын, 1982) .В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.
В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире ,как «система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды», где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его (Царегородцев 2000).
Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность (Лисицын 1984, Савельева 1990). Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения (Семенова 1997), привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения . Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: « экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни» (Лисицын 1990). Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни.
Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.
Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья (Лисицын 1986).
Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни (Лисицын 1982). «Здоровый образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» (Лисицын 1982). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды (Лисицын 1982). Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма (52). В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности (Васильева 1997).
В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.
Психолог В. И. Белов отмечает, имея в виду прежде всего физическое здоровье, можно «достичь суперздоровья и долголетия независимо от того, в какой бы стадии болезни или предболезни человек ни находился» (Белов 1994). Автор также предоставляет методы и способы повышения уровня психического здоровья в распоряжение каждого готового стать творцом собственного здоровья (Белов 1994). Дж. Рейнуотер, подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и большие возможности каждого в формировании последнего, указывает: «То, какое здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в прошлом - от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем!» (Рейнуотер 1992). Таким образом, повышение уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. «Природа одарила человека совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию дятельности различных органов, тканей и клеток на различных уровнях в тесном взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения его резервных возможностей» (Здоровый образ жизни 1991. Автор видит возможность изменения образа жизни и отношения к своему здоровью в демонстрации непосредственных последствий нежелательного поведения (Труфанова 1998). Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеет творчество, пронизывающее все жизненные процессы и благотворно влияя на них (Лисицын 1984). Так, Ф. В. Василюк утверждает, что лишь ценности творчества обладают способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки духовного роста и приумножения здоровья (Василюк 1990). В. А. Лищук же полагает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья (Лищук 2000).
Таким образом, можно заключить, что, когда мы говорим об обучении здоровому образу жизни, мы имеем в виду, прежде всего, обучение активностям – физической, медицинской, духовной, экологической, психологической и др. и необходимость создания условий для их реализации. Эту совокупность активностей человека можно охарактеризовать как общую культуру здоровья человека. Так как данные активности обеспечивают сохранение и укрепление здоровья, их также можно назвать «здоровьесберегающими активностями». Такой подход позволяет реализовать обучение не только активной жизнедеятельности в целом, а конкретным видам активности, обеспечивающим человеку сохранение, укрепление здоровья и профилактику заболеваний. (Касимов 2010)
Здоровый образ жизни как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый (Быховская 2005).
Таким образом, здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены, а так же ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.
1.2. Научные подходы к проблеме формирования здорового образа жизни студентов
Формирование здорового образа жизни, как справедливо замечает В. И. Жолдак, – это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности : законотворчество; образование (приобретение знаний) и обучение (овладение умениями, способностью применять полученные знания); воспитание и социализацию личности, в которые входят интериализация и самоинициированное распредмечивание ценностей здорового образа жизни; формирование общественного мнения и активизация субъективных предпосылок массового осуществления здорового образа жизни, что значит выявление, определение и повышение социального престижа здорового образа жизни через воздействие на интересы, ценностные ориентации и мотивацию людей средствами массовой информации и коммуникации с целью пропаганды, агитации и рекламы здорового образа жизни (Жолдак 206, с. 23). Отсюда следует, что практически все специалисты, занимающиеся проблемами формирования здорового образа жизни учащейся молодежи, признают необходимость обучения этому детей.
На основе современных теорий физической культуры личности и оздоровительной физической культуры, на идеях гуманистической теории образования, потребностно-мотивационного и активно-деятельностного подходов в воспитании построено исследование О. Л. Трещевой. В разработанной теоретической модели культуры здоровья личности наряду с важными компонентами (жизненными позициями человека – наличием позитивных целей и ценностей, грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу) определён такой компонент, как организация здорового образа жизни. Он позволяет активно регулировать состояние человека с учётом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности (Трещева, 2003, с. 14). Физическая культура при этом является системообразующим фактором здорового образа жизни. Методология обучения основам здорового образа жизни базируется в данном случае на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования. Важным фактором формирования здорового образа жизни признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов (Трещева, 2003, с. 11). Важным компонентом здорового образа жизни учащихся, наряду с общепринятыми, в теории физического воспитания О. Л. Трещевой является оздоровительная активность личности, которая обеспечивается внедрением в образовательную систему физического воспитания оздоровительных педагогических технологий, а именно средств туризма, русского фольклора, оздоровительных физических упражнений и др. Это способствует улучшению индивидуального здоровья обучающихся, формированию духовно- нравственных ценностей и качеств личности, позитивным изменениям мотивации и образа жизни детей и взрослых, что свидетельствует о формировании культуры здоровья.
Социально-педагогическая и психологическая концепция формирования здорового образа жизни обучающихся, направленная на решение социально-значимой проблемы здоровья студентов, проблемы их социальной адаптации к сложным социально-экономическим условиям жизни в современном обществе, разработана в специальном теоретическом исследовании Н. П. Абаскаловой. В работе принята за основу адаптационная концепция здоровья: здоровье рассматривается как состояние социальной и психической адаптации при взаимодействии с окружающей средой и нормальным функционированием систем организма. С точки зрения специалиста «областью практического применения системы здорового образа жизни являются все области жизнедеятельности человека. При этом система здорового образа жизни ставит задачу поэтапного формирования, обучения, социальной и психологической адаптации субъекта в окружающем мире и творчеству достижения им интеграции и объединения элементов жизни в качественно новые состояния системных отношений» (Абаскалова, 2000, с. 12).
«Здоровый образ жизни – это многоуровневая система многосторонних причинных связей субъекта и окружающего мира, поэтапно формируемая на основе универсальных закономерностей как наиболее эффективной направленности эволюционного развития. Моделирование системы здорового образа жизни и обучение её основам позволит не только сохранить здоровье нации, снять социальную напряжённость, но и сформировать высшие ценностные ориентиры» – так обосновывает свой замысел Н. П. Абаскалова ( Абаскалова, 2000, с. 13). Системный подход в формировании здорового образа жизни обучающихся в системе «школа – вуз» реализуется, как показал анализ теории, на двух уровнях: на макроуровне – на уровне образовательного учреждения, то есть на уровне целостного педагогического процесса и на уровне процесса обучения здорового образа жизни (определение системы целей, содержания, методик и средств обучения). Процесс формирования здорового образа жизни на каждом уровне охватывает два направления деятельности – здоровьесберегающее (устранение влияния факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся, включая факторы социальной среды) и здоровье формирующее (поддержание факторов, благоприятных для здоровья). Определены валеологические и психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни.
В своей теории автор исходит из более широкого понимания сущности здорового образа жизни обучающихся – не только с точки зрения медико-биологического подхода, но и с позиции необходимости учитывать социальный и социально-психологический аспекты здорового образа жизни. Так, в состав здорового образа жизни, помимо общепринятых аспектов жизнедеятельности человека (соблюдения принципов рационального питания, личной гигиены, двигательной активности, отказа от вредных привычек), которые широко представлены в теоретических и прикладных исследованиях, входят социальные компоненты здорового образа жизни: культура учебного труда, его научная организация; рациональный режим питания, сна и отдыха; организация индивидуально целесообразного режима двигательной активности; культура межличностных отношений (Абаскалова, 2001, с. 77). В этой авторской теории впервые применён технологический подход к моделированию процесса обучения здоровому образу жизни.
Проблема формирования готовности к здоровому образу жизни при проектировании системы педагогической ориентации студентов на образ жизни, содействующий здоровью, решалась в теоретическом исследовании С. Г. Добротворской. В качестве основных факторов, обусловливающих феномен ориентации личности на здоровый образ жизни, автором признаны ценности и потребности общества, а также личностные мотивы, ценности и потребности. По мнению учёного, здоровье как ценность и потребность в соблюдении здорового образа жизни должны «находиться на первых местах в общей структуре ценностных ориентаций личности» (Добротворская, 2003, с. 11). Как видно, теория С. Г.Добротворской строится на аксиологическом подходе, что является особенно актуальным в образовании в условиях падения духовности и отсутствия ценностных ориентиров.
Автор концепции, как и авторы других теорий, придерживается
мнения, что здоровье в большей степени зависит от образа жизни,
поэтому педагогические условия должны быть направлены на его совершенствование. «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ студента – это система материальной и духовной жизнедеятельности, характерная для студентов, стремящихся к сохранению и укреплению здоровья» (Добротворская, 2003, с. 39). «Готовность студентов вести здоровый образ жизни – это состояние студента, предполагающее наличие у него высокой валеологической культуры, а также практику соблюдения здорового образа жизни» (Добротворская, 2003, с. 23). Такое понимание готовности шире, чем в исследовании Т.Ф. Ореховой, и означает деловую и функциональную готовность личности студента. Готовность в теории Т. Ф. Ореховой связана с направленностью личности и со способностями, то есть психологической готовностью личности.
В основе проектирования и реализации системы педагогической
ориентации студентов на здоровый образ жизни в теории С. Г. Добротворской лежат принципы системности, теория управления социально-педагогическими процессами, а также личностно-деятельностный подход.
Под педагогической системой при этом автор концепции понимает совокупность взаимосвязанных элементов организации процесса обучения и воспитания, объединённых выполнением организационных, воспитательных, образовательных и научно-исследовательских функций, направленных на повышение готовности студентов к здоровому образу жизни, на обеспечение личностного саморазвития студента
Идеи системного, личностно ориентированного и деятельностного
подходов в образовании, идеи оздоровительной физической культу-
ры получили развитие в разработанной и изложенной Н. В. Седых
в 2006 году теории формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Особое место среди основных методологических подходов в исследовании отводится, как и в теории С. Г. Добротворской, аксиологическому подходу: «Здоровый образ жизни – это не только способ
организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья» (Седых, 2006, с. 36)
Этим автором разработана концепция педагогической системы
формирования основ здорового образа жизни у студентов, имеющая следующие характеристики: двухуровневая структура (дидактическая задача и технология её решения); сочетание деятельностного и личностно
ориентированного подходов, предусматривающее вовлечение студентов
в качестве субъектов педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную деятельность; обоснованный ценностно-ориентированный характер направленности физкультурно-оздоровительной деятельности с целью формирования мотивации к укреплению и сохранению своего здоровья). Уделяется внимание педагогической технологии реализации системы формирования основ здорового образа жизни студентов по двум направлениям – здоровьеформирующему и здоровьесберегающему (Седых, 2006, с. 8–9).
По мнению учёного, «системообразующим фактором педагоги-
ческой системы формирования основ здорового образа жизни является рациональное применение в процессе физического воспитания технологий построения функционального профиля и адаптивного биоуправления» (Седых, 2006, с. 9). Можно отметить, что в авторской технологии предусматривается обучение навыкам управления здоровьем через коррекцию элементов образа жизни, включение в образ жизни оздоровительных техник. Установлено, что результативность педагогической системы зависит от состояния окружающей среды в городе – загрязнённости атмосферного воздуха.
Таким образом, в педагогической науке накоплен богатый опыт теоретических исследований по проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, построенных на разнообразных научных подходах. В существующих теория можно выделить два основных подхода к процессу формирования здорового образа жизни учащихся: организация здоровой жизнедеятельности отдельных социальных групп (студентов) педагогическими средствами и организация здорового поведения, формирование гигиенических привычек (у детей младшего школьного возраста и дошкольников). У студентов большую интенсивность приобретает процесс формирования социальных аспектов здорового образа жизни обучающихся. Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей, что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами.