В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран. Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами- скандинавами. Согласно норманской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Норманская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Согласно антинорманской теории, “варяги”, явившиеся на Русь,
были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что
мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Они же были
представителями ее женской линии — внуками последнего новгородского князя
Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на
Западе. Призывали своих — славян, а не чужих — германцев. Никакой
существенной роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней
Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои,
созданные еще веками до этого своими руками. Уже во 2-й половине IX века в
Восточной Европе существовало два больших славянских государства —
Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси).
Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную,
довольно высокую культуру и широкие связи в Европе: в Новгороде отлично
знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и на Дону. Представления
прежних историков о дикости тогдашних руссов являются и впрямь дикими по
своему несоответствию с действительностью.