Проблема телеологии, безусловно, является самой специфичной, самой важной, но и самой спорной проблемой философии биологии.
Термин «телеология» (от греч. telos – цель, конец, завершение и logos – слово, учение) в общем смысле означает такой способ описания и объяснения любых явлений объективного и субъективного мира, при котором важное место принадлежит понятиям цели, смысла, функции, роли и т. п.
Общепризнанной парадигмой (т. е., образцом, образцовым примером) телеологии считается описание и объяснение деятельности человека. Считается, что человек всегда (в норме) действует, преследуя какие-либо цели и ориентируясь на какие-либо нормы, ценности и идеалы. Но это и есть телеология в ее, так сказать, исходном и самом коренном смысле: описывать и объяснять деятельность или поведение, апеллируя к понятию цели, характеризуя их как именно целенаправленные.
Большой философской проблемой телеология становится тогда, когда понятие цели используется в описательных и тем более объяснительных целях за пределами собственно человеческой деятельности, т. е. распространяется на все живые организмы (вплоть до самых простейших), а тем более на неживые объекты и процессы и особенно на всю природу (Вселенную, мир) в целом. Можно ли, и если можно, то в каком смысле, приписать цель, например, черепице, сорвавшейся с крыши и падающей на землю? Можно (и даже нужно), сказал бы, например, Аристотель, потому что иначе мы не поймем, почему она падает вниз, а не стремится, например, вверх, к облакам. А падает она вниз потому, что все тела, согласно его физике, «стремятся» занять свое «естественное место» во Вселенной, а «естественное» место черепицы, как и всякого другого тяжелого тела, на поверхности Земли (среди других тяжелых тел, при этом всем им «хотелось» бы занять место в самом центре Земли).
Это пример телеологического объяснения, казалось бы, чисто механического процесса. При этом Аристотель, конечно, не сомневался, что без понятия «цели» в принципе невозможно ни описать, ни понять, ни объяснить поведение, скажем, животных, как, впрочем, и все другие процессы жизнедеятельности. Пытаясь построить некоторую общую, как бы мы сейчас сказали, модель научного объяснения, аристотель пришел к выводу, что всякое полное объяснение любого процесса в мире должно включать в себя выяснение не только его материальных и действующих (производящих) причин, но также и причин формальных и целевых (конечных).
Но, как известно, одним из самых величайших прорывов в развитии европейской науки было то, что Галилей самым убедительным образом показал, что, по крайней мере, в объяснении механических движений тел можно полностью обойтись без causa finalis (финальной причины) Аристотеля. Все эти движения полным и исчерпывающим образом объяснимы на основе механических (действующих, по терминологии Аристотеля) причин. Это и положило начало формированию новоевропейского идеала научного объяснения природы, одним из важнейших постулатов которого стало требование их объяснения исключительно в терминах действующих причин. Всякие же намеки на привлечение понятий «цели», «смысла», «стремления», «желания» и т. д. при объяснении природных явлений стали третироваться как наивные и грубые антропоморфизмы и все решительнее изгоняться из арсенала объяснительных ресурсов естественных наук.
С середины XIX в. требование исключительно причинного (теперь уже в сугубо галилеевском, а не аристотелевском смысле) объяснения природных явлений превращается в неукоснительный идеал «подлинно научного» объяснения, символизируя собой как бы даже сам дух научности.
Но с формированием этого идеала в европейское научное сознание вошли две крупные проблемы, обсуждение которых растянулось на весь XX в. и не завершено до сих пор.
Первая из них связана с человеком. Несмотря на то, что высшим типом причинности в мире стала считаться галилеевская физическая (слепо действующая) причинность, человек и его деятельность по-прежнему продолжали осмысливаться и истолковываться в телеологических понятиях целей, мотивов, стремлений и т.д. Это породило, кстати, редкое сознаваемое противоречие, которое лежит у самых корней формирования европейской ментальной культуры.
Как писал А. Уайтхед в работе «Наука и современный мир», «индивидуальная деятельность европейских народов предполагает физические действия, направленные к конечным причинам. Но наука, которую они используют в своей деятельности, основана на философии, утверждающей, что физическая причинность есть высший тип причинности и что физические причины надо отделить от конечных. На этом абсолютном противоречии не принято останавливаться. Фактически оно скрывается под лживой словесной маской».
Осознание этого противоречия на рубеже XIX–XX вв. привело к расколу на «две культуры» – естественно-научную и гуманитарную и различным программам построения психологии (а также всего блока социально-гуманитарных наук) как на каузальной (галилеевской), так и на телеологической (аристотелевской) основе.
Вторая проблема связана с жизнью, живой природой и биологией как наукой о ней. Если в случае с человеком еще можно было скрываться, говоря словами Уйатхеда, за «лживой словесной маской» (т. е. фактически признавая сверхприродный источник человеческого начала в человеке), то в случае с живой природой этот номер не проходил: живая природа есть природа – и перед биологией со всей прямотой и остротой встал вопрос, объяснима она в рамках того каузального строя мышления, который был задан физикой Галилея, или нет.
И, как известно, философия биологии Нового времени раскололась на два лагеря – механицизм и витализм. Механицизм исходил из убеждения, что жизнь, живые организмы, несмотря на всю их сложность и причудливость, представляют собой лишь специфическую форму движения все той же материальной субстанции, фундаментальные законы движения которой изучает физика, и, следовательно, в конечном счете, жизнь полностью объяснима на основе понятий действующей (материальной) причинности и законов природы.
Витализм же, опираясь на многочисленные факты из всех областей биологической науки, доказывал, что как раз наиболее специфические черты строения и функционирования живых организмов, резюмируемые в понятии телеологичности живого, в принципе не объяснимы в понятиях физической причинности и требуют для своего разумного научного объяснения введения представления о наличии особой жизненной (витальной) силы, например, энтелехии, как называл ее (вслед за Аристотелем) крупный эмбриолог и крупнейший виталист начала XX в. немецкий ученый Г. Дриш. В наиболее зрелой своей форме, в которой витализм вступил в XX век, он может быть охарактеризован следующими четырьмя постулатами:
- жизнь подчиняется всем законам физики и химии, но не сводима к ним;
- имеется абсолютное различие между живым и неживым; это различие в первом приближении может быть выражено в следующей форме: все неживое подчиняется только закону причинности, живое же – закону причинности и плюс еще чему-то;
- это нечто проявляется в том, что всякий органический процесс телеологичен, т. е. управляется имманентной целесообразностью;
- причиной этой телеологичности является наличие в живых организмах факторов: либо а) психоидной, либо б) метафизической природы.
В чем же проявляет себя эта телеологичность живой природы? Да во всех собственно биологических актах жизнедеятельности: в регуляции процессов эмбриогенеза, конечные состояния которых достигаются вопреки любым помехам; в способности поддерживать на оптимальном уровне все основные жизненные параметры; в адаптивных реакциях на изменение окружающих условий; в той особой направленности, которой отличаются процессы, скажем, преследования жертвы хищником, или строительства гнезд птицами, или строительства плотин бобрами.
Ни одно из них невозможно охарактеризовать, не используя понятия «цели»; все они в буквальном смысле слова целенаправленны, т. е. целенаправленны в том же смысле слова, в каком мы говорим о «целенаправленном поведении человека» в том виде, в каком оно дано внешнему наблюдателю. Да, говорят в ответ в таком случае, но поведение человека целенаправленно вследствие того, что оно управляется сознанием, сознательной постановкой цели и сознательным стремлением ее осуществить.
А можно ли говорить о сознательной цели, скажем, зиготы достичь стадии зрелого эмбриона? Витализм всегда настаивал на том, что нечто подобное человеческому сознанию – некоторый фактор X – присуще всему живому. Но по мере все более глубокого и все более детального исследования механизмов осуществления жизненных процессов (в том числе и на физико-химическом уровне) становилось все более очевидным, что никакого такого особого витального фактора X (психоидной или метафизической природы) в живых системах попросту нет. И тогда биология начала XX в. твердо вступила на стезю механицизма, решительно выбросив из своего понятийного арсенала телеологию вместе с витализмом.
Вернемся вновь к человеку. Было отмечено, что в связи с человеком можно говорить о телеологии, имея в виду прежде всего саму целенаправленную деятельность человека как таковую. Но это только одна сторона дела. Другая же связана с характеристикой некоторых особенностей продуктов такой целенаправленной человеческой деятельности. Все они несут на себе (в своей структуре, в расположении частей, во всех деталях) печать замысла человека, своего создателя и изготовителя. Так, табуретка делается такой, какова она есть, для того, чтобы на ней было удобно сидеть, сковородка – для того, чтобы на ней было удобно готовить и т. д. И это единство строения и назначения, структуры и функции есть результат намеренной деятельности человека. Следовательно, везде, где мы имеем дело с функцией продуктов человеческой деятельности – от простого топора до храма Христа Спасителя, – мы имеем дело с чем-то телеологическим.
Говорить о функции в этом смысле – значит отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «для чего?» (эквивалентный в данном случаю вопросу «с какой целью?») что-то сделано, а отвечать на него, используя выделенную выше форму «для того, чтобы», т. е. использовать заведомо телеологический язык. Иногда о таких продуктах говорят как о целесообразных, т. е. «сообразных», соответствующих цели, для реализации которой они изготовлены. Поэтому язык «целей» и язык «функций» не просто тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены, но часто подставляются один вместо другого без какого-либо ущерба для понимания сказанного.
Так вот, телеология в этом смысле широко представлена в биологии. Целесообразность живых организмов, соответствие строения их органов выполняемым функциям, а общей организации – окружающей среде столь бросается в глаза, что давно считается самой отличительной их особенностью. «Кристалл представляют части, – разъяснял это обстоятельство в свое время выдающийся русский биолог К.А. Тимирязев, – самое слово «организм» указывает, что его части — органы, т. е. орудия. Организмы суть тела орудийные, как выражались в старину. Но если слово «организм» включает понятие об орудии, то понятие об орудии предполагает понятие об употреблении, об отправлении, цели».
Но то же самое имеет в виду биолог, когда интерпретирует части живых организмов как органы, выполняющие какую-либо функцию. Язык функций – это, видимо, самый распространенный и самый специфический язык биологической науки. Но как мы договорились, приписывать чему-либо функцию – это и означает отвечать на телеологический вопрос «для чего?» Поэтому, когда биолог делает такие функциональные утверждения, как «функцией печени является выделение желчи» или «функцией сердца является обеспечение циркуляции крови», он, в сущности, говорит то же самое, как если бы он сказал, что «печень находится в организме для того, чтобы выделять желчь», «сердце бьется для того, чтобы циркулировала кровь» и т. д.
Но каков статус такого телеологического языка в биологии, имеющей дело с сугубо природным явлением? В социально-гуманитарной сфере он оправдан, т. к. мы считаем, что все артефакты действительно сделаны человеком намеренно для того, чтобы они выполняли те функции, которые они в действительности (в норме) выполняют. Вот если бы живые организмы были созданы в соответствии с замыслом (Творца, Дизайнера, Бога), тогда использование телеологического языка для описания и объяснения живых организмов было бы понятно и оправдано. Но вспомним, что именно так представляли себе дело до Дарвина. Ведь, по существу, до 1859 г. господствующей точкой зрения на происхождение видов живых организмов со всей их целесообразностью был креационизм, т. е. теория божественного сотворения живых организмов по определенному плану и с определенной целью.
С этой точки зрения телеология живого есть продукт деятельности разумной силы, подобной человеческой, только многократно более могущественной, всемогущей. Вот вам еще одно значение термина «телеология» – как продукта деятельности внешней по отношению к самой природе, разумной силы. Если первый вариант телеологии, который мы рассмотрели (вариант виталистической телеологии) может быть назван внутренней, имманентной телеологией, то этот, второй (божественный) вариант может быть назван внешней, или трансцендентной, телеологией. И поскольку справедливо считается, что Ч. Дарвин своей теорией естественного отбора впервые дал естественно-научное, т. е. причинное объяснение целесообразности живого (в качестве адаптации), то широчайшее распространение получила точка зрения, что «Дарвин изгнал телеологию из биологии».
Между тем из сказанного выше совершенно очевидно, что если Дарвин что-то и «изгнал» из биологии, то только трансцендентную телеологию. Но, разумеется, следует признать, что в контексте идейной борьбы своего времени (борьбы механицизма с витализмом) Дарвин был прочитан большинством и сторонников и противников его теории чисто материалистически. Его теория стала рассматриваться как внесшая решающий вклад в завершение материалистического истолкования природных явлений в XIX в.
Но весьма примечательно, что для биологов начала XX в., бескомпромиссно взявших курс на сугубо механистически-причинное объяснение жизни, даже теория Дарвина была излишне телеологична. Вот что писали, например, крупные отечественные биологи братья М. и Б. Завадовские в предисловии к работе «Философия науки. Естественно-научные основы материализма», вышедшей у нас в 1923 г.: «Дарвин нанес один из наиболее тяжелых ударов наивной телеологии в представлениях биологов, но он же, изгнавши телеологию через дверь, впустил ее в окно. Правда, введенный им телеологический принцип приспособления в борьбе за существование и естественного отбора приобретает в его устах смысл строго механистического истолкования явлений, но все же изгнавши из обихода биологии представление о «высшем разуме», он дал необыкновенный простор поискам смысла явлений и значения частей организма и их функций для целого. Позиция эта не может удовлетворять логически законченному каузально-аналитическому методу, которым оперируют физико-химические науки, и сознание современного биолога все более проникается мыслью, что говорить, например, о смысле слияния яйцеклетки и сперматозоида при оплодотворении столь же нелепо, как в случае реакции между железом и серой». Так на многие десятилетия в биологии было наложено негласное табу на все телеологические понятия (цели, смысла, значения и др.) даже в чисто описательном смысле. Ситуация вновь резко изменилась только в те же 50-е гг. (когда возникла молекулярная биология) в связи с возникновением множества системных движений, прежде всего, конечно, кибернетики.
В 1948 г. вышла в свет книга выдающегося американского математика Н. Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», которой было суждено радикальным образом переориентировать европейскую науку по многим направлениям, но особенно в направлении возврата интереса к телеологии. Именно так была прочитана и понята книга Н. Винера многими выдающимися учеными того времени, тем более что несколькими годами ранее Н. Винером с соавторами (Дж. Бигелоу и А. Розенблютом) была опубликована статья в философском журнале (обращаю на это внимание!) «Philosophy of Science» под названием «Поведение, целенаправленность и телеология», в которой была заявлена как бы идеология этой новой науки.
В этой статье авторы обращали внимание на существование аналогии между поведением животных и деятельностью сервомеханизмов, аналогии, простирающейся столь далеко и глубоко, что ее можно было уже считать не просто аналогией, а выражением определенного изоморфизма законов, которым подчиняются в своем поведении эти две группы объектов. В этой связи авторы статьи обращали внимание на возможность и полезность использования понятия «цели» и «целенаправленности» в биологии, если их понимать как синоним «управления поведением обратной связью». Такие системы они предложили называть телеологическими. «Мы видим в целенаправленности, – подчеркивали они, – понятие, необходимое для понимания некоторых особых способов поведения, и считаем, что телеологический подход полезен, если только не касаться проблемы причинности и довольствоваться исследованием целенаправленности как таковой».
Фантастический успех «Кибернетики», почва для которой, как мы теперь знаем, была уже подготовлена, подтолкнул руководителей Нью-Йоркской Академии наук уже в том же 1948 г. организовать весьма представительную конференцию на тему «Телеологические механизмы». В своем вступительном докладе проф. Франк К. Лоуренс, кратко обрисовав историю смены телеологической парадигмы Аристотеля галилеевской механистически-каузальной парадигмой науки и историю последующих блестящих успехов постгалилеевской науки, привел блестящие доказательства ее кризиса в первой половине XX в. в тех областях науки, которые имеют дело со сложными и сверхсложными объектами (биология, психология, антропология, социология и др.). «Таким образом, – утверждал он, – мы сейчас являемся свидетелями поиска новых подходов и методик, новых, все более объемлющих понятий и методов, способных иметь дело со все более целостными структурами организмов и личностей. Концепция телеологических механизмов, как бы она ни называлась, может быть рассмотрена как попытка избежать этих более старых механистических формулировок, которые теперь оказались неадекватными, и обеспечить новые, более плодотворные понятия и более эффективные методологии для изучения саморегулирующихся процессов, самоориентирующихся систем и организмов и самонаправляющихся личностей».
«Но эти новые концепции, – подчеркивал он, – не несут никакой психической или виталистической нагрузки, они также не предполагают, что какие-либо мистические, сверхъестественные или психические силы или конечные причины воздействуют на систему или управляют организмом (личностью). Идея целеориентированного поведения – это не попятное (регрессивное) движение к более ранним стадиям в истории идей, а движение вперед, в направлении к более эффективной концепции решения проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Теперь мы выдвигаем концепцию «естественной телеологии» ("naturale teleology")».
Соответственно, на конференции были вынесены на обсуждение две взаимосвязанные проблемы: 1) какие отличительные особенности природных и технических систем отвечают за присутствие в них цели (телоса) и 2) какие механизмы системы определяют ее цели (телос). Первая была рассмотрена на основе идеи активности систем, управляемых замкнутыми причинными контурами обратных связей, а вторая – на основе идеи информации, которую такие системы способны получать и обрабатывать из внешней среды.
Конечно, такой крутой поворот в методологии науки, ставящий под сомнение, по существу, глубинные метафизические основания всей постгалилеевской науки, не мог не вызвать сопротивления. И первым, кто таким образом откликнулся на статью Винера, Бигелоу и Розенблюта, был американский философ науки Р. Тейлор. В своей критической статье, опубликованной также в «Philosophy of Science», он отметил, что Винер, Бигелоу и Розенблют сделали действительно большую заявку на переосмысление сложившихся представлений о научном методе и научном объяснении.
В этой связи он попытался выяснить, насколько ясными и инструктивными являются предлагаемые авторами различения и определения активности и целенаправленности и действительно ли описание реального поведения сервомеханизмов заставляет столь радикально переосмыслить обычные причинные схемы. И его вывод был сугубо отрицательным. Выражение «самонаводящаяся ракета», якобы «преследующая цель», является чисто метафорическим, говорит он. Поэтому и понятие «телеология» в этом контексте совершенно неуместно. Винер, Бигелоу и Розенблют использовали это понятие в смысле, ничего общего не имеющем с любым из традиционных смыслов этого понятия, считает он, и поэтому ценность предлагаемого ими переопределения выглядит весьма сомнительной. Но процесс, как говорится, уже пошел и с тех пор только набирает силу.
Первыми на эти новые идеи откликнулись, видимо, психологи. Как выразительно пишут Р. Акофф и Ф. Эмери, авторы оригинальной теоретической разработки в области целеустремленных систем, с «появлением кибернетики, теории информации, инженерной теории связи, теории ЭВМ, общей теории систем, системотехники, исследования операций и сопряженных с ними научных и инженерных направлений возросло уважение к таким телеологическим понятиям, как функция и цель. Развитие этих дисциплин показало, что, по крайней мере, при изучении некоторых явлений, плодотворным может оказаться подход, отличный от механистического, который господствовал в научном мировоззрении XIX и начала XX вв.
Как отмечали Миллер, Галантер и Прибрам (1960), эти новые веяния оказали влияние даже на науки о поведении, традиционно отличавшиеся механистической ориентацией. Поскольку выяснилось, что телеологический механизм можно создать из металла и стекла, психологи сочли научно респектабельным признать, что им это было давно известно».
Но и биологи недолго раздумывали, тем более что к этому времени практически уже была воссоздана дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора на новой, генетической (менделевской) основе, и новые идеи кибернетики и теории информации удивительным образом были созвучны ей. Из имен и работ этого времени можно выделить работу американского биолога Колина Питтендрая «Адаптация, естественный отбор и поведение», вышедшую за год до празднования 100-летнего юбилея главной книги Ч. Дарвина и оказавшую огромное влияние на всю последующую дискуссию по проблеме телеологии в современной биологии.
Питтендрай начинает с констатации того, что, несмотря на исключительную важность понятия адаптации в системе биологического знания, до последнего времени оно остается неразработанным и достаточно неясным. Он обращает внимание, что все значения данного понятия несут в себе смысловой оттенок замысла, намерения или целенаправленности, который со времен Аристотеля представлялся характеризующим живой объект как резко отделяющий его от неживого. Именно это дополнительное (телеологическое) значение термина «адаптация», а не многочисленность его определений является его величайшим бременем в истории биологии, говорит он, поскольку адаптация как действительно научная проблема была запутанной до 1859 г., т. к. она ассоциировалась с аристотелевской телеологией.
Но и в последарвиновское время ситуация не существенно улучшилась, поскольку сама концепция естественного отбора понималась неправильно (в терминах «борьбы за существование» и «выживания наиболее приспособленных»), а «понятия адаптации и естественного отбора так тесно переплетены, что невозможно неправильно понять одно, чтобы не исказить другое, а в начале века ни одно из этих понятий не было правильно понято». «Биологи первых десятилетий XX в., – отмечает он, – стали чуть ли не отрицать существование адаптации. Они могли говорить, например, что черепаха выходит на берег и откладывает свои яйца, но они отказывались говорить, что черепаха выходит на берег для того, чтобы откладывать свои яйца».
«В настоящее время, – решительно подчеркивает он далее, – понятие адаптации начинает приобретать возрастающую респектабельность по нескольким причинам: она недостаточно исследована; естественный отбор полнее понят; и инженер-физик, создавая механизмы поиска цели, оправдывает использование телеологического языка». И далее идет знаменитая его фраза: «Представляется неудачным, что термин „телеология" должен быть возрожден и, как я полагаю, должен неправильно употребляться таким образом. Давнишняя путаница среди биологов была бы полностью устранена, если бы все целенаправленные системы описывались некоторым другим термином, например, термином «телеономический», чтобы подчеркнуть тот факт, что понимание и описание целенаправленности не ведет к принятию аристотелевской телеологии как принципа Конечных Причин». Это ожидание легкого устранения путаницы путем замены одного термина на другой оказалось чрезмерно оптимистичным, но этим жестом в оборот биологов вновь (и теперь уже как бы на совсем «законных» основаниях) введен язык целей, смыслов, значимостей, функций и т. д. (т. е., говоря как «старым», додарвиновским, так и совсем современным языком, – телеологический язык).
Это нововведение Питтендрая мгновенно было подхвачено биологами. И уже обзор материалов чикагской международной конференции, посвященной 100-летнему труду Ч.Дарвина «Происхождение видов», вышедших под общим названием «Эволюция после Дарвина», был назван «Роль телеономии в эволюции». Но еще важнее самого термина было то, что автор обзора ясно понимал, что вместе с новым термином в биологию (и естествознание в целом) вновь вводится как серьезная научная и философская проблема существования «целей в природе» и, в частности (и прежде всего), «целей в живой природе». В этом же году этот термин был подхвачен и тогдашними лидерами в молекулярной биологии (например, Ж. Моно и Ф. Жакобом, будущими лауреатами Нобелевской премии) для характеристики регуляторных механизмов внутриклеточных процессов.
Тем более он охотно был принят биологами, имеющими дело с целостными системами и направленными процессами: физиологами, эмбриологами и др. Вот что писал, например, в эти же годы замечательный отечественный эмбриолог П.Г. Светлов: «Отнесение онтогенеза к целенаправленным (телеономическим) процессам не требует доказательств. Именно с целенаправленностью неразрывно связаны самые характерные и самые интимные свойства онтогенеза». Однако, замечает он, до последнего времени «телеология как учение о целесообразности в каком бы то ни было виде... считалась в науке запретной областью. В нашем веке, кроме Дриша и очень немногих последователей его витализма, долгое время в биологии не было попыток коренными образом изменить содержание понятия "целесообразности"». «Лишь в последнее время, – продолжает он, – положение круто изменилось. Было найдено, что целевой подход совершенно необходим в ряде отраслей в биологии. Нашли (точнее – вспомнили), что с понятия телеологии без труда может быть снят метафизический покров и это полностью его в полезный инструмент для исследования живой природы».
Не удивительно поэтому, что проблема телеологии встала во всем ее объеме: и как характеристика сущности жизни в аспектах ее «целесообразной организации», и как характеристика важнейших жизненных процессов в аспекте их «целенаправленности», и как характеристика специфически биологических (независимых от физики, «автономных») способов научного объяснения жизненных структур и функций.
Важное место заняло обсуждение этой проблемы, например, на первом международном симпозиуме по теоретической биологии, организованном Международном союзом биологических наук в 1966 г. С философским докладом на тему «Причина и следствие в биологии» выступил один из крупнейших эволюционистов XX в. американский ученый Э. Майр. Отметив, что «никакое обсуждение причинности не будет полным, если оно не затрагивает проблему телеологии», он вновь напомнил, что истоки этой проблемы восходят к аристотелевским «конечным причинам», а корни ее лежат в очевидной «целенаправленности» биологических процессов, особенно процессов онтогенетического развития. «Так в каких же случаях можно говорить о цели и целенаправленности в природе и в каких нельзя этого делать? – спрашивает он. – На этот вопрос мы теперь можем дать четкий и недвусмысленный ответ.
Индивидуум, который, выражаясь языком теории информации, "запрограммирован", может действовать целенаправленно. Однако исторические процессы не могут действовать целенаправленно. Птица, начинающая свой перелет; насекомое, находящее свое растение-хозяина; животное, спасающееся от хищника; самец, старающийся привлечь внимание самки, – все они действуют целенаправленно, поскольку они соответствующим образом запрограммированы».
Можно привести еще несколько высказываний Э. Майра из этого доклада, поскольку они имеют в высшей степени принципиальный характер. «Мы, биологи, – говорил он, – уже давно чувствовали, что называть такое запрограммированное целенаправленное поведение телеологическим несколько двусмысленно, потому что это слово используется, кроме того, совсем в другом смысле для обозначения конечной стадии эволюционных приспособительных процессов. Когда Аристотель говорил о конечных причинах, он имел в виду, в частности, изумительную приспособленность, то, что более поздние авторы называли „замыслом" или „планом" в природе». И далее: «Теперь очевидно, что термины телеология и телеологический применялись для обозначения явлений двух различных типов:
- выработки и усовершенствования на протяжении всей истории растительного и животного царств все обновляющейся программы и все совершенствующейся информации, закодированной в ДНК;
- испытания этих программ и расшифровки этих кодов на протяжении всей жизни каждой особи.
Имеются существенные различия, с одной стороны, между целенаправленными поведенческими реакциями или процессами развития особи или систем, которые управляются программой, и с другой – постоянным совершенствованием генетических кодов. Это совершенствование генома представляет собой эволюционное приспособление, регулируемое естественным отбором. Чтобы избежать путаницы между этими двумя совершенно различными типами целенаправленности, Питтендрай ввел термин телеономический для описания всех целенаправленных систем, не связанных с аристотелевской телеологией. Столь четкое отделение телеономии, которая имеет поддающуюся анализу физико-химическую основу, от телеологии, имеющей дело со всеобщей гармонией органического мира в более широком плане, весьма полезно, потому что эти два совершенно различных явления часто смешивают друг с другом». И завершает: «Развитие или поведение особи целенаправленно, а естественный отбор, разумеется, нет».
Это «разумеется, нет», естественно, в высшей степени спорно, на что сразу же на той же конференции последовала реакция со стороны другого выдающегося биолога XX в. – К.Х. Уоддингтона. Предварительно нужно отметить, что Уоддингтон, сам долгое время размышлявший над проблемами сущности жизни, возможностью построения теоретической биологии и др., не мог обойти вниманием проблемы телеологии живого. И он уже давно доказывал, что без понятий цели, целенаправленности и пр. понять сущность жизни нельзя. Но он также, разумеется, прекрасно понимал неприемлемость любой формы виталистической или теистической телеологии. И чтобы дистанцироваться от них, ввел свой термин – квазителеология, аналогичный термину «телеономия» Питтендрая.
Но в отличие от Э. Майра, он вкладывал в эти термины значительно более широкий, а главное – более глубокий смысл. «Майр, – заметил он, – принимает теорию, согласно которой онтогенетическое развитие зависит от какого-то квазителеологического механизма такого рода, причем программа и обратные связи введены в генотип, созданный естественными отбором. Но в природе таких квазителеологических механизмов нет ничего, что исключало бы предположение о квазителеологической природе эволюционного процесса. Очевидно, что он характеризуется программой, содержащейся в теореме естественного отбора. Этого уже достаточно, чтобы в какой-то степени определить природу конечного состояния, к которому будет идти эволюция; она должна привести к повышению эффективности биосистемы в целом, проявляющейся в нахождении путей к воспроизведению».
«Мне представляется в настоящее время, – пишет он далее, – неправомерным говорить, как это делает Майр, что естественный отбор не является целенаправленным процессом. Разумеется, сам по себе он не более целенаправлен, чем процесс образования межатомных химических связей. Но подобно тому, как этот последний процесс лежит в основе белковых синтезов, которые в свою очередь объединяются в квазителеологический механизм зародышевого развития, естественный отбор представляет собой основной механизм другого квазителеологического процесса – эволюции. Сейчас нам следует использовать наши новые представления о природе квазителеологических механизмов для того, чтобы углубить понимание эволюционных процессов». В этом столкновении противоположных точек зрения двух выдающихся представителей биологической науки XX в. на механизм и логику деятельности естественного отбора был обозначен один из центральных пунктов проблемы телеологии в современной биологии.
Рассмотрим теперь, как формулировалась и обсуждалась проблема телеологии в эти же десятилетия представителями философии науки.
Полемика Р. Тэйлора с Н. Винером и А. Розенблютом на страницах «Philosophy of Science» в 1950 г. открыла современный этап обсуждения проблемы телеологии в философии науки. Доминирующие позиции в это время в области философии науки занимали представители логического эмпиризма. Их общие представления о науке были во многом переняты ими от логических позитивистов, как, впрочем, и понимание целей и задач философского анализа науки. Они свято исповедовали идеал единства науки и даже – «единой науки», образцом которой и стержнем считалась, разумеется, постгалилеевская физика. Они сами внесли огромный вклад в уточнение «образа» этой науки, в прояснение логической структуры научных теорий и научных объяснений (на материале физики), в логику редукции научных теорий и мн. др. В науках за пределами физики они видели свою задачу в демонстрации возможности приобретения этими науками состояния «зрелости» на тех же путях и в тех же формах, которые были характерны для наук физико-математического цикла. В частности, это означало доказательство возможности (и необходимости) полного освобождения от аристотелевского телеологического наследия там, где оно еще сохранялось (в психологии, социологии и т. д.).
Возрождение интереса к, казалось бы, давно похороненной телеологии в биологии в середине XX в. стало для них отчасти неожиданностью и в любом случае поставило новые задачи прояснения логической природы понятий «цели» и «целенаправленности», а также логической природы понятия «функции» и «функциональных объяснений» биологических явлений. Работа в этом направлении во второй половине XX в. прошла два основных этапа.
На первом этапе ее выполнение виделось в общем русле редукционистской установки, которая, как известно, была сердцевиной всей позитивистской программы построения унифицированной науки. Особенность их позиции заключалась в том, чтобы объяснить подлинную природу эффективности телеологических описаний и объяснений биологических явлений, не впадая при этом в крайности механицизма, но и не уступая ни пяди витализму. Решение такой задачи виделось в том, чтобы продемонстрировать принципиальную выразимость эмпирически значимого содержания, имеющегося во всех «научно оправданных» телеологических суждениях, на обычном причинном языке, полностью свободном от какой-либо телеологии. В этом заключалась тонкость их программы, не потерявшей своего значения до сих пор: попытаться сохранить научное реноме подхода с позиций «цели», «функции» и пр. к биологическим явлениям, сохранить, если угодно, телеологию в рамках «унифицированной науки», но путем демонстрации сводимости всех эмпирически не пустых телеологических утверждений к утверждениям, не содержащим ни одного телеологического термина. Было предложено несколько версий реализации такой программы. Остановимся кратко только на одной, на программе Э. Нагеля.
Идея Нагеля в отношении функциональных высказываний сводилась к тому, чтобы показать, что с точки зрения выражения некоторого установленного (эмпирически) содержания каждое такое функционально-телеологическое высказывание эквивалентно высказыванию или комбинации высказываний, не имеющим в своем составе ни одного телеологического термина Возьмем, например, такое типичное функциональное высказывание, как (пример Нагеля) «функция хлорофилла у растений состоит в предоставлении возможности растениям осуществлять фотосинтез (т. е. вырабатывать крахмал из углекислого газа и воды)».
Обычная его трактовка биологами явно телеологична (хотя они редко отдают себе в этот отчет): она как само собою разумеющееся предполагает оборот «для того, чтобы» (например, «хлорофилл нужен растениям для того, чтобы...», «хлорофилл существует для того, чтобы...» и т. д.). Но с точки зрения Нагеля, содержание этого высказывания эквивалентно, т. е. полностью передается конъюнкцией двух высказываний:
- зеленые растения содержат хлорофилл и
- 2) хлорофилл необходим для осуществления фотосинтеза – каждое из которых свободно от наличия какого-либо телеологического термина. «Различие между телеологическим объяснением и эквивалентной ему нетелеологической формулировкой, таким образом, – заключает Нагель, – сравнимо с различием между утверждением, что У есть результат X, и утверждением, что X является причиной или условием У. Короче говоря, это различие в большей степени является различием между избранными ракурсами рассмотрения, чем различием по установленному содержанию».
Что же касается телеологии как описания явления целенаправленного поведения, то суть концепции Нагеля сводится к следующему. Что такое явление целенаправленности в его общем виде? Это способность системы достигать или поддерживать некоторые особые («конечные») состояния вопреки возмущающим воздействиям условий окружающей среды. Простейшим случаем такого рода системного поведения является гомеостаз, т. е. способность живых организмов поддерживать необходимые ему оптимальные параметры (например, температуры тела) в достаточно широких пределах вариаций условий своего существования. Несколько более сложным случаем целенаправленного поведения является, например, онтогенез, поведение птиц при строительстве ими гнезд и др.
Но и в этих случаях наиболее отличительной чертой целенаправленного поведения является его гибкость, пластичность, способность достигать некоторого «конечного» результата, «цели», стартуя из самых разных начальных условий и вопреки различным возмущающим внешним обстоятельствам (в границах сохранения общей жизнеспособности, разумеется). Нагель сделал вызывающую попытку показать, что это свойство живых систем полностью выразимо в терминах чисто причинных взаимодействий частей этих систем, если реализуются некоторые достаточно общие и весьма простые условия этих взаимодействий. Главным среди них является то, чтобы поведение системы определялось взаимодействием таких параметров ее частей, которые независимы друг от друга в том смысле, что значения одних в момент времени t* совместимы с любым значением других в тот же самый момент времени t*. Например, положение рычагов в регуляторе Уатта и скорость движения поршня в паровой машине являются в этом смысле независимыми. Не существует законов природы, которые бы связывали определенное положение рычагов с определенной же скоростью, если регулятор и машина не соединены в одну систему.
Точно также положение клюва дятла и ползущей по дереву гусеницы (примеры Нагеля) независимы в этом смысле. Целенаправленность возникает тогда, когда две такие независимые причинные цепи объединяются в одну систему, и при этом изменение параметров одной из них компенсируется изменением параметров другой таким образом, чтобы некоторое важное свойство системы как целого сохранялось неизменным (в границах нормы). Например, следя за передвижением очередной гусеницы, дятел так перемещает свой клюв, чтобы точно ударить им в цель. Условие независимости отделяет класс действительно «целенаправленных» систем от просто «направленных» систем, например, движения маятника, выведенного из состояния равновесия к состоянию покоя. Следует отметить также, что признак гибкости, пластичности поведения отделяет класс «целенаправленных» систем от физических систем, подчиняющихся экстремальным или вариационным принципам, с которыми их весьма часто путают. А поскольку функциональные объяснения, как правило, даются структурам, являющимся частями целенаправленных систем, то успех программы Нагеля означал бы шаг в направлении реализации редукционистской программы унификации науки в целом. По существу ведь это означало бы, что живые организмы (при всей их кажущейся специфичности) могут до конца анализироваться в тех же самых понятийных и когнитивных схемах, в которых с таким успехом анализируются объекты физики и химии.
Публикации логических эмпиристов породили огромную волну критических откликов и публикаций и превратили проблему телеологии в одну из самых модных в западной философии науки 60 – 70-х гг. Критики выявили много логических неувязок и трудностей в редукционных схемах Нагеля и других представителей логического эмпиризма, хотя, как мне представляется, далеко не смертельных. Тем не менее на рубеже 60 –70-х гг. произошел некоторый перелом в пользу антиредукционистских путей обоснования телеологии в естествознании. С этого времени начался второй этап обсуждения проблемы телеологии в философии науки, продолжающийся и в наши дни.
Наиболее значительным результатом этой дискуссии (еще на первом этапе) на материале биологических наук является осознание того, что от телеологии в биологии вообще нельзя избавиться посредством перевода. Так, М. Рьюз еще в ранней монографии 1973 г. (русский перевод 1977) в результате тщательного анализа проблемы пришел к выводу, что «в некотором смысле, поскольку мы что-то узнаем, рассматривая органический мир в отношении не только его прошлого, но и его будущего, биология имеет недоступный переводу телеологический оттенок, отличающий ее от физических наук». И далее: «Можно заменить любое функциональное объяснение нетелеологическим объяснением. Однако в подобных случаях мы не даем перевода телеологического объяснения. От самой телеологии нельзя избавиться посредством перевода».
Этот вывод привел его тогда в замешательство, и он поспешил «смягчить» его в сноске пояснением: «Позволю себе отметить, что в некотором важном смысле биологические функциональные объяснения являются анахронизмом... Функциональные объяснения – это пережиток додарвиновской, доэволюционной эры в биологии, когда доминирующей биологической парадигмой был Аргумент от Творца (существования Бога)». Позже Ръюз поменял свою точку зрения и укрепился в мнении, что «возможна и нетелеологическая биология, но она нежелательна. Биология отличается от физики и химии именно телеологией (а вовсе не принципами витализма). Причина этого – то, что биология рассматривает явления «как бы» спроектированными, а физике – нет».
Кто же проектировщик жизненных явлений? Разумеется, естественный отбор. И тогда вновь (в который уже раз) встал со всей остротой вопрос о логике естественного отбора: является ли он фактором причинным или телеологическими? Или и тем, и другим одновременно? И что же все-таки действительно сделал Ч. Дарвин: изгнал телеологию из биологии или, наоборот, ввел телеологию в естествознание?
Все эти вопросы не теряли своей актуальности в течение всего XX в. и особенно оживленно обсуждались в 90-е гг. В широком общественном сознании прочно укрепилось мнение, что главное, что сделал Ч. Дарвин (с мировоззренческой точки зрения), – это показал возможность строго причинного объяснения «целесообразности» живой природы и тем самым «изгнал» телеологию из биологии. На этом убеждении воспитывались и целые поколения профессиональных биологов.
Но время от времени высказывалась и иная точка зрения. Уже в XIX в. наряду с теми, кто именно в отвержении телеологии как принципа объяснения жизненных явлений увидел главное содержание его концепции естественного отбора, были и такие, кто увидел в отборе принцип сугубо телеологический (хотя, разумеется, не виталистический и не теистический). Можнл привести такой пример. Замечательный русский философ, публицист и ученый XIX в. М.А.Антонович выпустил в 1896 г. прекрасную для своего времени книгу «Чарльз Дарвин и его теория». В полном соответствии с господствующими «прогрессивными» настроениями своего времени, он сам главную заслугу Дарвина видел в том, что теория естественного отбора впервые дала строго причинное объяснение целесообразности и нанесла решающий «удар по схоластическому учению о конечных 278 причинах». Но в своем обзоре истории знакомства русской общественности с теорией Дарвина он приводит такой любопытный факт. Еще до появления перевода книги Дарвина на русский язык в журнале «Библиотека для чтения» (1861, № 11, 12) была помещена прекрасная статья анонимного автора с изложением учения Дарвина. «Между прочим, – пишет далее Антонович, – он ставит в заслугу теории вот что: «Эта теория есть, в сущности, телеологическая, – правда, не в обыкновенном смысле этого термина, потому что Дарвин, как всякий критический натуралист, есть противник так называемых конечных причин"».
Анонимный автор, как видим, согласно аттестации Антоновича, одобрял телеологический характер теории Дарвина. Но вот вскоре в «Отечественных записках» (1864, т. 46) появляется перевод статьи крупнейшего по тем временам немецкого зоолога А. Келликера под названием «Еще сомнения в теории Дарвина», где ее автор определенно осуждал теорию Дарвина за ее телеологический характер («теория полезности»). С другой стороны, К.А. Тимирязев, выдающийся русский ботаник XIX в. и страстный защитник дарвинизма, в 1890 г. в статье «Факторы органической эволюции» с одобрением цитирует известные слова сына Ч. Дарвина: «Одна из главных заслуг, оказанных естествознанию моим отцом, – писал Фрэнсис Дарвин, – заключается в пробуждении к новой жизни телеологии». А сам Тимирязев здесь же, в этой работе доказывал: «Только дарвинизм, освободивший умы от этого отвращения ко всему, отзывавшемуся телеологией, спас от забвения целые категории фактов, прежде упоминавшихся разве как примеры заблуждения умов, погрязших в телеологии. Только создав новую, рациональную телеологию, дарвинизм мог победить этот научный предрассудок». Вот так – «создав новую, рациональную телеологию», и это за пятьдесят с лишним лет до появления кибернетики и собрания Нью-Йоркской Академии наук, где, как мы помним, было объявлено о создании новой «естественной телеологии».
Но у этой истории есть не только линейное продолжение в XX в., но и как бы внутренняя объемная драматургия. Признавая теорию естественного отбора (в каком-то смысле) телеологической, авторы относятся к этому по-разному: одни одобряют это, а другие порицают. Но точно такая же ситуация и в случае, когда главным содержанием теории признается ее антителеологичность: одни это приветствуют (все материалистически настроенные естествоиспытатели и философы, например, выдающийся немецкий физик Г. Гельмгольц), а другие – решительно порицают (все идеалисты, виталисты и психоламаркисты). Получается, что только для упорядочения всего множества ответов на вопрос о том, «изгнал» ли Дарвин телеологию из биологии или, наоборот, «ввел ее в биологию», требуется целая матрица из четырех ячеек (2x2). И такая таблица недавно действительно была построена.
В самом начале XX в. в разгар дискуссий о месте и роли телеологии в естествознании с полным признанием телеологического характера дарвиновской теории и полным одобрением ее выступил выдающийся немецкий психолог В. Бунд. «Исторически – телеологический характер теории Дарвина заключается в том, — писал он, — что она отмечает собой поворот в развитии основных биологических воззрений, начиная с которого во всей области науки об органической природе замечается возрастание телеологической тенденции». В то же время, как отмечалось выше, в эти же годы братья М. и Б. Завадовские, выражая настроение, безусловно, большинства тогдашних ученых, именно в том, что Дарвин, «изгнав телеологию в дверь, впустил ее в окно», видели главный недостаток его теории. Определенно признавал теорию Дарвина существенно телеологической и, в общем-то, осуждал ее за это, выдающийся номогенетик А.А. Любищев.
С другой стороны, такой видный специалист в области популяционной и эволюционной генетики, как Фр. Айяла ответственно заявлял: «Дарвин признал факты адаптации и затем предоставил естественное объяснение этих фактов. Одно из его величайших достижений заключается в том, что он ввел телеологические аспекты природы в сферу науки. Он заменил теологическую телеологию научной. Телеология природы могла теперь быть объяснена, по крайней мере в принципе, как результат естественных законов, обнаруженных в естественных процессах, без обращения к внешнему Творцу или к спиритуалистическим, или нематериальным, силам. С этого момента биология достигла зрелости как наука».
В предисловии к изданию 1984 г. классической работы Дарвина «Приспособления орхидных к оплодотворению насекомыми» (The Various Contrivances Which Orchids are Fertlised by Insects) американский ученый Майкл Гизелин (Michal Ghiselin), автор нескольких монографий, в том числе знаменитого «Триумфа дарвиновского метода» (The Triumf of Darwinian Method. 1969), вновь уверял: «...был создан миф, частью работой Азы Грея, частью сыном Чарльза Дарвина и его биографом, Фрэнсиса Дарвина, о том, что Дарвин „привнес телеологию обратно в биологию". В любом нетривиальном значении этого слова он сделал точно противоположное, отказавшись от телеологии и заменив ее новым взглядом на адаптацию». Это вынудило другого американского ученого Джеймса Г. Леннокса (James G. Lennox), наиболее последовательного на сегодня защитника идеи телеологической природы естественного отбора, опубликовать в журнале «Biology & Philosophy» статью под названием «Дарвин был сторонником Телеологии» (Darwin was a Teleologist). Отвечая на замечание Гизелина о «мифе», Леннокс пишет: «Здесь кроется загадка.
Этот так называемый "миф" в той же мере был создан самим Чарльзом Дарвином, как и теми людьми, о которых упоминалось выше. В коротком сообщении о Дарвине, опубликованном в журнале «Природа» в июне 1874 г. (Nature, June, 1874), Аза Грей заметил: «Великая заслуга Дарвина для естествознания заключается в возвращении им в него телеологии: таким образом, вместо "Морфология против Телеологии", мы будем иметь "Морфологию в браке с Телеологией"...» «Дарвин, – пишет далее Леннокс, – быстро ответил: "То, что вы говорите о Телеологии, доставляет мне особенное удовольствие, и я не думаю, что кто-либо еще ухватил суть вопроса"». И далее в статье дается развернутая и довольно убедительная аргументация в пользу точки зрения, что Дарвин был телеологистом.
В этой связи Леннокс, естественно, не мог не поставить вопроса: почему так долго и так упорно Дарвин неверно понимается специалистами, казалось бы, самой высокой и самой безупречной репутации? К тому же еще столь разными и столь разнообразными способами. Для пояснения этой мысли он воспользовался таблицей другого заметного современного специалиста в области философии биологии – Джона Битти.
|
За поддержку Телеологии |
За подрыв Телеологии |
Дарвина хвалят |
Аза Грей, Ф. Дарвин, К.А. Тимирязев, В. Бунд, Ф. Айяла, М. Рьюз |
Г. Гельмгольц и все материалистически ориентированные ученые-естествоиспытатели |
Дарвина порицают |
А. Келликер, М. и Б. Завадовские, А. А. Любищев |
К. фон Бэр, Н.Я. Данилевский и все идеалисты, виталисты и психоламаркисты
|
В чем причина столь поистине необычной реакции на теорию Дарвина? Ответ Леннокса таков: причина в том, что Дарвин, по существу, заново изобрел телеологию. Но его телеология, основанная на идее естественного отбора, являющейся логическим продолжением телеологии искусственного отбора, не могла быть согласована ни с одной привычной моделью телеологического мышления XIX в. «Заключение, что Дарвин не был телеологистом, – пишет Леннокс, – неумолимо проистекало из двух посылок:
- Единственно значимыми телеологическими объяснениями являются те, которые обращаются к божественному намерению, или внутренней жизненной силе.
- Дарвиновское объяснение не апеллирует ни к тому, ни к другому».
«Но дискуссии последних десятилетий, – утверждает он далее, – показали, что первая посылка совершенно неверна. Возможен и другой тип телеологического объяснения – объяснения в терминах естественного отбора. Объяснения с точки зрения отбора изначально телеологичны в том смысле, что ценные последствия признака (Дарвин часто использовал термины «преимущество», «польза») объясняют его сохранение и закрепление в популяции. Современники Ч. Дарвина в большинстве своем были совершенно не готовы к адекватному восприятию такой формы телеологии». «Парадоксально, – замечает в этой связи Леннокс, – что мы лучше подготовлены, чтобы высоко оценить достижение Дарвина, чем его современники».
Пожалуй, можно со всем сказанным Ленноксом согласиться. Однако представляется, что настоящие прорывы в решении проблемы телеологизма нас ждут еще впереди.