Проблема редукции, вне всякого сомнения, может рассматриваться как центральная в философии биологии XX в. И хотя наиболее очевидным образом она возникает при попытках (исчерпывающего) объяснения живого в терминах физики (и химии) или – на другом уровне – при попытках объяснения сознания человека и духовных сущностей материальными процессами на уровне генов и процессов функционирования человеческого мозга, она зримо присутствует и в других областях биологии, а по большому счету входит в качестве неотъемлемого компонента в любую философскую проблему современной биологии.
Но уместно также отметить, что не только биологии, но и науки в целом. Так, выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии В.Л. Гинзбург в своем обзоре науки на рубеже веков отнес ее к числу «великих проблем».
Термин «редукция» означает в буквальном смысле сведение (от лат. reductio – выведение наоборот, сведение, возвращение [приведение] обратно). Термин «редукция» получил широкое распространение в философии и методологии науки XX в., отсюда его многозначность. Поэтому с самого начала следует отметить по крайне мере три различных смысла, в которых он используется в современной философской литературе:
1) редукция как одно из центральных понятий феноменологической философии XX в., основателем которой считается выдающийся немецкий философ Э. Гуссерль. Гуссерль ввел понятие «феноменологической редукции» для обозначения метода проникновения в природу подлинной (трансцендентальной) человеческой субъективности как, в свою очередь, предварительного, но совершенно необходимого условия создания философии как строгой науки.
2) редукция как методологический прием, играющий важную роль в логике, математике и др. дедуктивных науках при доказательстве теорем или решении каких-либо других теоретических задач путем сведения исходных формулировок задач и проблем к некоторым другим, лучше поддающимся решению. В рамках этих наук понятию сведения (сводимости) придается точный смысл благодаря определенной (явной) характеристике допустимых методов такого сведения (например, на основе привлечения понятий теории алгоритмов, теории рекурсивных функций и др.);
3) редукция как определенная интерпретация отношений между различными широкими областями знания: теориями, отраслями и целыми дисциплинами и науками. В этом случае речь уже идет о «сведении» в каком-либо (далее уточняемом смысле) одной теории (или целой научной области) к другой, например, о логическом приведении одной теории (редуцируемой) к другой теории (редуцирующей). Проблема редукции в таком смысле действительно проходит сквозной линией через всю многоэтажную и чрезвычайно разветвленную конструкцию современной науки. Говорят (спорят) и о возможности (или невозможности) «сведения» химии к физике, а биологии – к физике и химии; и о возможности (невозможности) «сведения» социального к биологическому, ментального к телесному, а психического к физическому (физиологическому); и о возможности (невозможности) «сведения» духовного к материальному, культуры к природе, а этики к онтологии и мн., мн. др. Именно в этом смысле далее будет использоваться термин «редукция».
Глубокий философский смысл проблемы редукции проистекает из того обстоятельства, что именно в редукции многие ученые и философы (и даже целые философские направления, например, механистический материализм, позитивизм и др.) видят генеральный путь развития научного знания, его унификации, путь к единству науки. Именно такая позиция, считающая редукцию генеральной стратегической линией развития всего научного знания, и получила название редукционизма.
За единым словом «редукция» фактически скрывается целая гамма исследовательских приемов и отношений. Приведем несколько примеров.
Поясняя смысл термина «редукционизм», знаменитый американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг пишет: «Под этим словом разные люди понимают разные вещи, но думаю, что в любых рассуждениях о редукционизме есть нечто общее, а именно идея иерархии, когда некоторые истины считаются менее фундаментальными, чем другие, и первые могут быть сведены ко вторым, например, химия – к физике». «Сам я, – пишет он далее, – считаю себя редукционистом... С моей точки зрения, редукционизм – это не руководство для программы исследований, а способ отношения к самой природе. Я имею в виду лишь то ощущение, что наши научные принципы являются следствиями более глубоких научных принципов... и что все эти принципы можно свести к простому набору связанных между собой законов. На данном этапе истории науки ученые полагают, что наилучший способ приблизиться к этим законам заключается в изучении физики элементарных частиц... Редукционистское мировоззрение обязательно предусматривает холодный рассудок и беспристрастность. Это мировоззрение надо принимать таким, какое оно есть, и не потому, что оно нам нравится, а потому, что так устроен мир». Это типичный пример того, что можно было бы назвать ОНТОЛОГИЧЕСКИМ редукционизмом, или редукционизмом в онтологическом смысле.
А вот другой пример. Один из наших наиболее крупных в недавнем прошлом защитников редукционизма молекулярный биолог акад. В.А. Энгельгардт так пояснял смысл этого термина: «Редукционизм обозначает принцип исследования, основанный на убеждении, что путь к познанию сложного лежит через расчленение этого сложного на все более и более простые части и изучение их природы и свойств. Предполагается, что, сводя сложное к совокупности или сумме его частей, мы, изучая последние, получим сведения и о свойствах исходного целого». Это еще один тип редукции (редукционизма), который может быть назван МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ.
И еще один пример. Крупный отечественный специалист в области философии науки, убежденный редукционист и страстный защитник этой теории Л.Б. Баженов писал: «Редукционизм есть доктрина, утверждающая, что качественную специфичность сложных материальных образований надо не постулировать, не произвольно вводить на основе поверхностных наблюдений и поверхностной констатации отличия одной предметной области от другой, а уметь понять как результат закономерного усложнения более простых материальных образований, как результат диалектического перехода количественных различий в качественные». В силу этого главная задача редукционизма как методологической программы, по словам Л.Б. Баженова, «в предоставлении возможности дальнейшего теоретического воспроизведения более сложной предметной области в рамках выявленных фундаментальных законов более простой области». Такой тип редукции, как это совершенно очевидно из контекста, уместно охарактеризовать как ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ редукцию.
К этим выделенным трем основным типам редукции (онтологической, методологической и теоретической) можно добавить еще один (хотя вряд ли этот список может претендовать на полноту): ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ, или, как сейчас модно говорить, ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ редукция. Гносеологический редукционизм может не настаивать на предметной сводимости одной области науки к другой. В этом отношении он вполне может допустить их относительную автономию, самостоятельность. Но гносеологический редукционизм настаивает на «сводимости» (в этом случае, может быть, лучше было бы сказать – «приводимости») всех областей науки по их логическому строению (по их «форме») к некоторому «идеалу» научности, «образу» «зрелой науки», который, как при этом чаще всего предполагается, задается постгалилеевой физикой.
Этому широкому фронту редукционизма в современной философии науки противостоит не менее широкий фронт антиредукционизма. В литературе он именуется по-разному: просто антиредукционизм или ирредукционизм; иногда (довольно часто) – холизм, органицизм; в литературе по философии биологии распространены также термины «композиционизм» и «интегратизм». Все это разные наименования, в сущности, одной и той же позиции, которая исповедует максиму, сформулированную, как полагают, еще Платоном: «Целое больше, чем сумма его частей».
Из этого вытекает, что всякое целое (а тем более такое сложное, как живой организм) обладает качествами, не объяснимыми свойствами составляющих их частей и их суммой, а всякий новый уровень реальности характеризуется собственными законами и закономерностями, не выводимыми из законов тех уровней, над которыми он как бы надстраивается (скажем, живое невыводимо из неживого, социальное из биологического и т. д.).
Следует опять же подчеркнуть, что и у этой позиции имеются глубокие метафизические корни и основания и довольно твердая опора в реальной практике функционирования самой европейской науки. К этому добавляется также то обстоятельство, что за пределами физики осуществлено не так уж и много успешных редукций, а те, что претендуют на это (даже и в физике) подвергаются сомнению и оспариваются. Но у этой позиции есть своя слабость: последовательно проведенная, она всегда оказывается в опасной близости к анимизму и мистицизму, которым, как предполагается, не место в науке (по крайней мере в постгалилеевой европейской науке). Это особенно ярко видно как раз на материале истории и философии биологии. Вся эта многовековая история, как известно, пронизана борьбой механицизма и витализма. Но механицизм – это просто попытка последовательно реализовать в научном познании жизни те методологические установки, которые столь успешно зарекомендовали себя в физике исходя из материалистической презумпции, что жизнь есть форма движения материи, той же материи, которую изучают и физики (и химики), только более сложно организованной.
Всякая же попытка противостоять этой установке с неизбежностью приводила к необходимости постулировать наличие в живых организмах чего-то такого, что невозможно познать обычным научным (опытным, экспериментальным) путем. Это «что-то» считалось некоей особой «витальной», «жизненной силой» (или «энтелехией», как вслед за Аристотелем называл ее немецкий эмбриолог Г. Дриш, крупнейший виталист первой половины XX в. и, возможно, последний виталист такого склада). Перевод обсуждения всего этого комплекса проблем из плоскости общих метафизических (в смысле – спекулятивных, умозрительных.) споров и рассуждений в плоскость специального логического и методологического исследования реальных взаимоотношений между разными научными теориями, сферами и отраслями, перевод, который на материале биологии мог быть осуществлен только в 60 – 70-е гг. XX в., следует считать одним из важнейших событий в философии науки XX в.
Выход в свет в апрельском номере 1953 г. журнала Nature статьи Дж. Уотсона и Фр. Крика под названием «Молекулярная структура нуклеиновых кислот» считается днем рождения молекулярной биологии, революционным событием в развитии биологии XX в. Она положила начало тому каскаду выдающихся открытий и обобщений в исследовании жизни на молекулярном уровне, которые последовали вслед за этим и поток которых не иссякает до сих пор, порождая и великие ожидания и не менее великие опасения. Огромные успехи в понимании химических основ жизни, явившиеся следствием этого процесса, вновь возродили убеждение в том, что все биологические явления имеют под собой химическую основу и все биологические законы и теории в конечном счете сводимы к фундаментальным законам физики.
Такую оптимистическую позицию сформулировал уже один из авторов вышеупомянутой статьи (став к этому времени лауреатом Нобелевской премии) Дж. Уотсон: «Мы видим теперь, – писал он, – что на основе законов химии можно понять не только структуру белка; все известные нам явления из области наследственности также подчиняются этим законам. В настоящее время почти все биохимики убеждены в том, что и остальные свойства живых организмов... могут быть поняты на молекулярном уровне, на основе координированных взаимодействий больших и малых молекул».
Так состоялось рождение не только молекулярной биологии, но и редукционизма. Приблизительно, в те же годы академик В.А. Энгельгардт писал: «Редукционизм в настоящее время не нуждается в какой-либо защите или аргументации в доказательство его правомочности. Эти доказательства даны всей совокупностью современного биологического исследования, которое, по существу, является ничем иным, как триумфальным шествием редукционистского принципа».
Но коль скоро разговор был переведен в столь жесткие формулировки, требовались и соответствующие профессиональные логико-методологические исследования, демонстрирующие их справедливость. Все это и послужило сигналом в западной методологии науки для оживления начинавшего было гаснуть интереса к редукции как способу теоретического объяснения, способу обоснования соответствующих стратегий развития науки.
Разумеется, сторонникам концепции редукции было ясно, что реальный процесс редукции биологии к физике и химии только начинался и что в этих условиях против идеи полной сводимости биологии к химии (а через нее к физике) могут быть приведены весьма серьезные аргументы от «недостаточности знания». Однако, как выразился в одной из работ тех лет американский специалист в области философии науки К. Шаффнер, редукционистов вдохновляло убеждение, что «в свете последних работ по молекулярной биологии любые попытки провозгласить реальную несводимость во все времена логически несостоятельны, эмпирически ничем не оправданы и эвристически бесплодны».
А надо сказать, что к этому времени в западной методологии науки, во многом еще ориентированной редукционистскими идеалами логического эмпиризма, было наработано уже достаточно много моделей редукции как логического отношения между двумя теориями (или двумя научными областями, одна из которых в таком случае обязательно должна содержать развитую теорию). Наиболее интересной из них была (и есть) теория редукции, предложенная одним из основоположников американской философии науки XX в. Э. Нагелем. Суть концепции Нагеля может быть изложена следующим образом. Допустим, у нас имеются две теории T1 и Т2, и мы, руководствуясь какими-то соображениями общего порядка (например, стремясь достигнуть большей унификации научного знания), хотим показать сводимость одной из них (скажем, Т2) к другой (в этом случае к T1). Факт сводимости будет доказан, если будет показано, что теория Т2 есть попросту логическое следствие теории Т1 (T1 —> Т2).
Но для того, чтобы это стало возможным и чтобы все предприятие в целом имело какой-то смысл (т. е. гарантировало бы приращение нового знания), необходимо выполнение целого ряда формальных и неформальных условий. Главным среди неформальных условий является требование того, чтобы эти теории (или целые научные области) были уже хорошо (и независимо) эмпирически подтвержденными и плодотворными. Иначе редукция может превратиться в некоторое логическое упражнение, возможно, и интересное в техническом отношении, но бессодержательное в эмпирическом смысле. Главными же формальными условиями редукции являются два, следующие:
- условие связуемости (сочетаемости) и
- условие выводимости.
Весьма важный и тонкий момент – первое условие, условие связуемости.
Дело в том, что редукции подвергаются теории, которые исторически сформировались самостоятельно и независимо, а следовательно, имеют свой язык, свой понятийный аппарат и т. д. Но в этом случае, если взять теории в том их буквальном виде, в котором они существуют в специальной литературе, редукция между ними невозможна по элементарным логическим соображениям: в редуцируемой теории не могут появиться термины (а следовательно, и законы, которые выражаются с их помощью), которых не было в редуцирующей теории.
Это можно пояснить на таком простом примере. Построим элементарный силлогизм, взяв в качестве большой посылки утверждение – «Все люди смертны», а в качестве средней посылки – «Сократ – человек». Из этих двух посылок логически следует, что «Сократ смертен». Но мы не можем вывести из этих двух посылок, что, например, «Сократ честен» или «Сократ мудр» и т. д. Не можем именно потому, что ни понятия «честен», ни понятия «мудр» нет в исходных утверждениях.
Точно так же мы даже не смогли бы приступить к редукции, если бы, например, задумали вывести классическую равновесную термодинамику идеальных газов из кинетической теории и статистической механики, взятых в том виде, в котором они сформировались исторически как независимые области физического знания, поскольку словари этих теорий совершенно различны. Основные понятия термодинамики – это температура, объем, давление и др. Именно с их помощью выражается один из основных законов термодинамики идеальных газов: PV = RT, где: Р – давление, V – объем, R – константа и Т – температура.
В то же время, согласно кинетической теории газов, газ – это движение молекул, обладающих массой, скоростью, подчиняющихся законам механики И. Ньютона и т. д. Но из истории физики мы знаем, что несмотря ни на что такая редукция была успешно осуществлена. Благодаря чему это стало возможным? Это стало возможным благодаря тому, что словари двух теорий были нетривиальным образом унифицированы. Например, понятие температуры по определению стало выражаться через понятие массы и средней скорости молекул (или, другими словами, средней кинетической энергии молекул): Т = SMV2.
Обобщая этот опыт, Нагель и сформулировал свой принцип связуемости. Этот принцип требует нахождения особых правил («мостовых правил»), с помощью которых все основные термины редуцируемой теории были бы связаны (выражены) с основными терминами редуцирующей теории. И только после того как словари обеих теорий будут таким образом унифицированы, вступает в силу требование второго условия – условия выводимости, попросту означающее, что Т2 должно быть логическим следствием Т1 (T1 —> Т2).
Именно под влиянием этих идей в конце 60-х гг. в западной философии науки началось интенсивное обсуждение проблемы редукции в биологии на материале соотношения классической (менделевской) и молекулярной генетики. Многим показалось, что логика исторического развития этих теорий в XX в. служит парадигмальным примером отношения редуцируемости биологической теории к теории по существу своему являющейся физико-химической.
Действительно, трудно представить себе ситуацию, более отвечающую всем тем необходимым требованиям к редукции теорий, о которых говорилось выше. Имелась уже достаточно развитая чисто биологическая, давно признанная классической теория корпускулярной наследственности, основы которой еще заложил Г. Мендель в XIX в. Ей присуща ясная логическая структура, фундаментальные понятия (такие как ген, аллель, гомо- и гетерозигота, мутация и др.). Эта теория хорошо согласовывалась с данными цитологии, и на ее основе начали развиваться феногенетика, генетика популяций и т. д., произошло объединение генетики с эмбриологией, этологией, морфологией и другими классическими биологическими дисциплинами.
В то же время после расшифровки структуры ДНК, нахождения способа записи и считывания наследственной информации в процессах репликации и синтеза ферментов открылась широкая перспектива для описания явлений наследственности и наследственной изменчивости в молекулярных терминах. Еще в конце 50-х гг. произошло разделение единого понятия гена как функции, мутации и рекомбинации на три самостоятельных понятия: цистрона (единицы функции), мутона (единицы мутации) и рекона (единицы рекомбинации). Эти представления хорошо укладывались в уже известные тогда в молекулярной биологии представления о структуре ДНК и позволяли связать посредством нагелевских «мостовых правил» каждое из трех понятий классической генетики (цистрон, мутон и рекон) с определенным числом нуклеотидных пар молекул ДНК и с определенными химическими процессами (по крайней мере в принципе).
И тем не менее все попытки осуществить такую редукцию или хотя бы доказать ее принципиальную возможность оказались уязвимыми. Я не буду здесь вдаваться в детали, поскольку современные философско-методологические поиски в этой области все решительнее движутся в ином направлении – в направлении отказа от идеи редукции как единственной парадигмы унификации (объединения) науки. И тот же материал из истории становления классической генетики, свидетельствующий действительно о чрезвычайной продуктивности ее объединения вначале с цитологией (хромосомная теория наследственности), а затем с биохимией и молекулярной биологией, прочитывается уже совершенно иначе: не в контексте редукции, редукционизма, а скорее в контексте продуктивного взаимодействия различных научных областей, их взаимного концептуального обогащения и расширения объяснительных возможностей генетики в целом.
Хотя никем не отрицается, что некоторые важные положения классической генетики могут быть объяснены с помощью молекулярной генетики, мысль о возможности (а тем более необходимости) полного сведения (редукции) первой ко второй отвергается многими. Поиски парадигмы единой науки сейчас идут в ином направлении. Если что-то и может на сегодня рассматриваться в качестве серьезной опоры редукционизму в биологии, то это реальные исследования по химическим и физическим основам явлений жизнедеятельности, проводимые в рамках таких отраслей, как биохимия, биофизика, биоорганическая и бионеорганическая химия и др. Методологическое значение имеют прежде всего те результаты этих наук, в которых устанавливается более или менее прямая связь тех или иных собственно биологических явлений клеточного или организменного уровня и физико-химических механизмов их осуществления.
Можно выделить три основных направления, по которым идут такие исследования.
Первое связано с теоретическим исследованием и моделированием наиболее общих особенностей жизни как открытой большой, сложной системы. Оно объединяет (и продолжает продуцировать) большое число современных феноменологических теорий сложных систем, включая общую теорию диссипативных нелинейных динамических систем (термодинамику необратимых процессов и кинетическое моделирование), теорию биологических колебательных процессов, теорию информации, теорию автоматического регулирования и т. д. В последние годы все эти исследования все чаще объединяются под одним именем синергетики.
Второе направление в известной мере противоположно первому по своей предметной направленности: оно ориентировано на трактовку биологических явлений в свете идеи атомарно-молекулярного строения живого вещества. Это – молекулярная биофизика и биофизика клетки. Первая исследует физические механизмы, обеспечивающие биологическую функциональность молекул (например, белков – ферментов). Основой ее служат, с одной стороны, биолого-химические дисциплины, а с другой – физика малых и больших молекул. Вторая изучает строение и функциональность клеточных и тканевых систем. Это – физика биомембран и биоэнергетических процессов, изучение генерации и распространение нервного импульса, изучение механо-химических процессов (например, мышечного сокращения) и др. Непосредственная теоретическая основа этих исследований – равновесная термодинамика, статистическая механика и квантовая механика.
И наконец, третье направление, в какой-то мере продолжающее второе, – это исследование физико-химических основ существования крупных актов жизнедеятельности на уровне систем органов и организма как целого. Сюда же можно отнести и исследования молекулярных основ дифференцирования, роста и развития в процессе эмбриогенеза. В систематической форме эти исследования проводятся ныне в рамках выделившейся в самостоятельную дисциплину медицинской биофизики.
Таким образом, в той или иной форме практически все уровни живого охвачены разветвленной системой физических методов, понятий, законов и моделей. В результате область биологических явлений, ранее выявленных специфически биологическими методами, описанных на специфически биологическом языке, а теперь объяснимых в рамках основных понятий и законов химии и физики, непрерывно расширяется. Философское значение всех этих исследований трудно переоценить. Во всех тех случаях, когда удалось пройти весь путь от собственно биологического явления до элементарных физико-химических актов, его обеспечивающих (например, ферментативный катализ или мышечное сокращение), выяснилось, что все биофизические и биохимические процессы и реакции протекают по обычным «нормальным» законам физики и химии.
Это позволило ученым сделать вывод, что не существует никакой особой, своей физики и химии живых систем, – вывод, вклад которого в углубление и обоснование общего материалистического мировоззрения, в научный принцип непрерывности материальных процессов (на самом фундаментальном уровне – уровне общих, универсальных законов природы), трудно переоценить. В то же время на вопрос о том, свидетельствует ли все это о реально осуществляемой в этих исследованиях редукции биологии к физике (и химии), нельзя ответить простыми «да» или «нет».
Возьмем область феноменологических теорий жизни как сложной системы. В рамках линейной и нелинейной термодинамики необратимых процессов жизнь фактически рассматривается наряду со всеми другими (т. е. и неживыми) открытыми системами. Для рассмотрения более специфических особенностей живого, например процессов его происхождения и развития, приходится выходить за рамки «чистой» термодинамики и строить конкретные кинетические модели с привлечением данных молекулярной биологии, теории информации, теории автоматического регулирования и целого ряда других (в сущности, все, что уместно). Эту область также поспешили зачислить по ведомству биофизики и даже просто физики, хотя очевидно, что ни понятие информации, ни понятие обратной связи не принадлежат к понятиям фундаментальной физической теории.
Во всяком случае, даже если и согласиться с зачислением всего этого по ведомству «физика», то, конечно же, никакой «редукции» в каком-либо разумном смысле здесь нет, а есть прекрасный пример взаимодействия наук в решении какой-либо одной, конкретной сложной проблемы (скажем, происхождения жизни). Исследование логики формирования таких новейших областей науки и их адекватная логическая и эпистемологическая экспликация – важнейшая задача философии науки XXI в.
Разумеется, наибольшие надежды на доказательство осуществленных редукций в биологии мы должны были бы связывать с молекулярной биофизикой и биофизикой клетки. И что же, как не редукцию, означает раскрытие физических механизмов того же ферментативного катализа или мышечного сокращения? Но на поверку и здесь ситуация в целом оказывается не такой простой. Очевидно, что хотя здесь речь и идет о выведении, это не совсем редукция по типу Т1 (T1 → Т2).
Во-первых, потому, что никакой Т2 в данном случае нет, а есть просто набор утверждений, который описывает свойства клетки, клеточной органеллы или макромолекулы как целого. Во-вторых, хотя эти связи и могут быть выведены из фундаментальных физических законов (T1), но не прямым путем. К этим законам должна быть добавлена в качестве граничных условий информация о свойствах элементов, составляющих данное целое, и способе их организации, т. е. конструкции, структуры.
Откуда же берется эта информация? ИЗ БИОЛОГИИ. Это означает, что из одних только законов физики как таковых в принципе нельзя было бы предсказать существующие на Земле структуры живого. То разнообразие и совершенство форм, которые имеются в живой природе в земных условиях – это результат не столько физических (вернее, не только физических) законов, сколько законов биологической эволюции, т. е. дарвиновской эволюции путем естественного отбора.
Поэтому когда биофизик проходит логический путь от основных законов квантовой механики и свойств элементов к структурам живой природы, а от них к функциям, он, строго говоря, занимается не столько редукцией, сколько доказательством СОВМЕСТИМОСТИ зафиксированных структурно-функциональных свойств полимеров с основными физическими законами.
Выяснение же структурно-функциональных свойств клеток и биополимеров – это та область, в которой хотя и играют огромную роль физические и химические методы анализа, но, в сущности, которая остается специфически биологической. Ведь сами понятия структуры, функции, как и неотделимые от них понятия части и целого, имеют смысл лишь по отношению к целостным системам жизни и неотделимы от других понятий биологии с ее важнейшей парадигмой – теорией естественного отбора.
Это не означает, что функция как процесс не поддается физико-химической интерпретации. Хотя сегодня здесь еще не все ясно, нет никаких сомнений в возможности полного описания, скажем, ферментативной реакции на языке химии и физики. Но и это не будет означать полного СВЕДЕНИЯ биологии к физике и химии, поскольку ФУНКЦИЯ (в биологическом смысле) – это не просто процесс, а ЗНАЧИМЫЙ процесс, а белок – не просто химическое тело, свойства которого обусловлены составом, строением и физическими силами, стабилизирующими его структуру. Он часть более общей системы, приобретающей благодаря этому дополнительные свойства, прямо не выводимые из фундаментальных законов физики, хотя и возможные только благодаря им.
То же самое можно сказать и о молекуле ДНК. Хотя ДНК как химическое тело обладает некоторыми свойствами, которые прямо выводимы (в принципе) из объединенной информации, включающей в себя законы физики, свойства атомов и их пространственное расположение, из этой информации нельзя вывести, что она выполняет функцию кода, т. е. носителя информации о свойствах живой клетки. Код – понятие, выражающее отношение ДНК как химического образования к более высокому, клеточному (и далее, если речь идет о многоклеточных образованиях) уровню организации жизни.
В реальных исследованиях, проводимых синергетиками (начало которым было положено выдающимися пионерскими работами Эйгена), этот факт маскируется тем обстоятельством, что результаты молекулярной биологии (в свою очередь, уже вобравшей в себя многотрудные усилия объяснить жизнь в понятиях теории информации, теории кодирования, транскрибирования, криптографии и пр.) берутся уже в готовом виде и просто подставляются в качестве зависимых или независимых параметров в соответствующие кинетические уравнения на равных правах с чисто физическими.
Здесь опять мы видим пример объединения научных отраслей в единое исследовательское поле, объединение, в котором редукция если и имеет место быть, то только на правах одного из шагов и специализированных приемов и операций.
Из всего этого следует только тот вывод, что если объединительные тенденции в науке и происходят, то их формы не исчерпываются редукцией, а идеал единой науки, если он вообще реализуем, то реализуем за пределами редукционизма.