пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия
» биосфера

17. «ОБРАЗЫ БИОЛОГИИ»

 

К настоящему моменту можно констатировать, что как понимание самой сути, так и оценка перспектив развитая исследований в области философии биологии существенно различны у представителей этих разных направлений, и это различие, в свою очередь, изначально предопределяется существенно различным истол­кованием предметно-гносеологического статуса самой биологической науки, т. е. тем «образом биологии», который является исходным в постановке и обсужде­нии философских проблем этой науки. В существую­щей литературе, на мой взгляд, наиболее значимыми являются три таких «образа».

Согласно первому из них, биология была и остает­ся существенно описательной естественно-историче­ской дисциплиной, в задачу которой входит как можно более полное и детальное описание, систематизация и классификация особенностей строения, организации, поведения и пр. тех групп живых организмов, которые имеются на Земле. В той мере, в какой этим особенно­стям строения, организации и поведения может быть дано теоретическое объяснение, это требует уже вы­хода за пределы собственно биологической науки и привлечения языка, понятий, законов и объяснитель­ных схем других, «более точных» наук – физики, ки­бернетики, синергетики и др. Такая точка зрения была особенно популярной в 60 –70-е гг., а в настоящее время ее придерживаются – без должной критиче­ской саморефлексии и даже самоосознания – многие представители физико-химической биологии и особен­но синергетики. Эта линия развития философской мысли на материале биологической науки сделала особенно острой проблему РЕДУКЦИИ во всем объеме  своего содержания, в котором она представлена на сегодня в различных областях биологии и которую многие ведущие ученые современности относят к числу великих проблем».

Ко второму, наиболее авторитетному и широко принятому среди практически работающих биологов  «образов биологии», я бы отнес дарвиновскую адаптационистскую парадигму, потенциал которой вопреки высказывающемуся нередко мнению не только не исчерпан, но по-настоящему начинает осознаваться только в наши дни. Подавляющая часть значимой и информативной литературы по философским пробле­мам биологии, написанной за последние 2 – 3 десятка лет, выполнена на основе и в рамках этой парадигмы. Третий «образ биологии» может быть выражен и охарактеризован различными способами, но, возмож­но, наиболее краткую и точную формулу нашел в свое время создатель «общей теории систем» Людвиг фон Берталанфи, когда сказал, что «суть этой концепции можно выразить в одном предложении: организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны про­анализировать их в этом аспекте». Представители этой точки зрения часто полемизировали с представи­телями второй парадигмы, нередко в довольно острой форме. Это привело ко многим надуманным попыткам их разграничения и бесплодным дискуссиям, растяги­вавшимся порой на годы (в частности, дискуссия о большей или меньшей важности принципа системно­сти по сравнению с принципом историзма). На самом деле разница между ними не так велика, как может показаться на первый взгляд. Она бросается в глаза лишь в тех аспектах, которые прямо связаны с разли­чием в философских и культурно-исторических тради­циях, из которых исходят и на которые опираются пред­ставители этих двух различных парадигм. Что же касается собственно биологии, то разница между ними скорее связана просто с различной расстановкой ак­центов в одинаково (в целом) понимаемом содержатель­ном и проблемном поле.

Хотя не приходиться отрицать, что представители этой третьей точки зрения склонны подчеркивать большую автономию организации живых систем (как в ее структурных, так и в динамических аспектах), ее независимости во многих решающих моментах от прямого контроля со стороны естествен­ного отбора. Одной из центральных проблем, вошед­ших в философию биологии в середине прошлого века вместе с возникновением этой парадигмы, стала про­блема ТЕЛЕОЛОГИИ живых систем. Как писал тот же Берталанфи, в «биологических, бихевиоральных и со­циологических областях имеются кардинальные проблемы, которые игнорировались в классической на­уке... Если мы посмотрим на живой организм, то смо­жем наблюдать удивительный порядок, организацию, постоянство в непрерывном изменении, регулирова­ние и ЯВНУЮ ТЕЛЕОЛОГИЮ. Подобно этому в человеческом поведении... мы не сможем не заметить целенаправленности, стремления к определенным целям. Тем не менее такие понятия, как организация, направленность, телеология и т. д., не использовались в классической системе науки. В так называемом механистическом мировоззрении, опира­ющемся на классическую физику, они рассматрива­лись фактически как иллюзорные или метафизические. Для биолога, однако, это означало, что как раз специ­фические проблемы живой природы оказались вне законной области науки». Мы увидим тем не менее, что и эта проблема находит свое наиболее рациональ­ное разрешение в современной философии биологии на основе главных положений теории естественного отбора.

 

 

 


15.01.2014; 20:52
хиты: 636
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
философия
философия биологии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь