Антиинтеракционистская
Третья концепция – дуалистическая (экзистенциалистская). Проповедует дуализм философии и науки, абсолютное культурное равноправие и самодостаточность, отсутствие внутренней взаимосвязи.
В конечном счете, исходит из идеи разделения культуры на естественнонаучную (с ее прагматической функцией адаптации) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества).
Философия рассматривается как часть гуманитарной культуры, наряду с религией, моралью, искусством. Предмет философии – не мир и его законы, и не сознание, а человек в его отношениях к миру.
Отношение человека к миру зависит не столько от характера бытия, сколько от понимания человеком своих целей, интересов и предназначения, т.е. от системы ценностей.
Система ценностей, не имеющая отношения к объективному миру, – главный предмет философии. Ценности и научная истина – совершенно разные вещи. Ценность не может стать для человека истинной, пока не будет им лично пережита на своем собственном уникальном опыте. Поэтому никакой «научной» философии быть не может. Не только предмет, но и методы у философии другие – наблюдение над жизнью, человеческой историей, опыт личных переживаний. Семантически строгий, логически жесткий язык науки, ее общезначимые стандартные процедуры чужды философии. Если и может быть «философия науки», то только как философия жизни ученых как людей, их этика, конфликты, психология, надежды, убеждения и т.п.
Поэтому предмет Философии науки – исследование науки как формы жизни. Это чисто гуманитарная философия науки.
Одной из весьма распространенных в современной культуре концепций соотношения естествознания и философии является антиинтеракционистская, проповедующая дуализм во взаимоотношении между ними, их абсолютное культурное равноправие и суверенность, отсутствие взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе функционирования этих важнейших элементов культуры. Развитие естествознания и философии идет как бы по параллельным курсам и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции (представители философии жизни, экзистенциалистской философии, философии культуры и др.) полагают, что философия и естествознание имеют свои, совершенно несхожие, предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие естествознания и наоборот. В конечном счете они исходят из идеи разделения человеческой культуры на две области: естественно-научную (нацеленную в основном на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной составляющей).
Философия в этом контексте, безусловно, относится к гуманитарной культуре наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека. С точки зрения гуманитарного идеала предметом философии является вовсе не мир и его законы и даже не сознание как особая (психическая) реальность, а отношение человека к окружающим событиям, Богу, космосу (природе, обществу, другим людям и, наконец, к самому себе). Отношение же человека к окружающему бытию зависит не столько от характера самого бытия, сколько от понимания человеком своих целей, интересов и предназначения.
Отношение человека к миру и осознание им смысла своего существования никак не выводятся из знания окружающего мира, а задаются некоторой системой ценностей, представлений о добром и злом, значимом- и пустом, о святом, непреходящем и тленном. Мир ценностей и рефлексия над этим миром, не имеющим никакого отношения к существованию и содержанию физического мира, – вот главный предмет философии, с позиции антиинтеракционистов. Может ли философ для решения этих проблем почерпнуть что-нибудь из естествознания, его многообразных и зачастую альтернативных концепций? Ответ антиинтеракционистов отрицателен. Философу – философово, а ученому – науково. Более того, все философы жизни, но особенно экзистенциалисты, вполне серьезно утверждают, что тесная связь философии с наукой не только не помогает, но и вредит философии в решении ее проблем, т. к. приводит к подмене внутреннего опыта переживания ценностей.
Излишне сосредотачиваясь на познании объективного мира и его законов, мы неизбежно уходим от познания самих себя, предаем самих себя ради познания чего-то внешнего. «Наблюдение над жизнью», знакомство с человеческой историей, опыт личных переживаний – гораздо более значимый материал для решения философией своих проблем, нежели знание законов и теорий естествознания. Семантически строгий, логически жесткий язык науки, ее общезначимые стандартные процедуры введения терминов чужды философии, которой ближе метафорический язык художественной литературы, музыки, поэзии, живописи с их демонстрацией конструктивной свободы человеческого сознания и его творческой природы. Никакая система ценностей не может стать для человека истинной до тех пор, пока не будет апробирована на его собственном уникальном опыте. В отличие от естественно-научной истины, внешним опытом удостоверяемой и многократно-воспроизводимой разными учеными, философское утверждение получает статус истины только в результате интимного, индивидуального переживания, личного порождения. Сократовский диалог, гуссерлевское «эпохе», экзистенциалистско - философские эссе, августиновско-паскалевские Исповеди и «Опыты» Монтеня – лишь повивальные инструменты, «техники» индивидуального, личностного рождения философской истины.
Однако, с точки зрения антиинтеракционистов, не только естествознание ничего не может дать философии для решения ее проблем, но и философия ничего не может дать естествознанию, ибо предметы и методы у них совершенно разные. С точки зрения антиинтеракционистов, выражение «научная философия» в любом из смыслов входящих в него слов столь же противоречиво, как и понятие «философское естествознание».
Диалектическая концепция соотношения философии и естествознания
Четвертая концепция – диалектическая. Она утверждает внутреннюю, необходимую, существенную связь между философией и наукой с самого момента их возникновения и до сегодняшнего дня. Фактически, философия и наука находятся в диалектическом противоречии в рамках целого – культуры.
С одной стороны, философия и наука – разные, даже противоположные формы рационального постижения мира человеком.
Философия – теория всеобщих ценностей с позиций разума, ее главный вопрос – вопрос о смысле жизни, а не о том, что собой представляет мир как объект. Ее предмет – чистое всеобщее (мир, человек, отношения человека к миру). Методы: рефлексия (это знание не о мире, а о сознании в мире); конструирование идеального содержания; некая развертка (логика); аппликация, метафора; демонстрация (философ может и не создавать теорий, а демонстрировать жизнью); интуиция.
Благодаря предельной общности и ценностно-мировоззренческой ориентации, философское знание является более умозрительным и рефлексивным, но, вместе с тем, менее строгим и доказательным, чем частнонаучное знание.
В то же время, и философия, и наука следуют идеалу рациональности, т.е. стремятся к достижению объективно-истинного, определенного, обоснованного знания.
Философия и наука – односторонние виды познания, обе – инструменты адаптации человека к миру, только наука – физическая адаптация, а философия – духовная.
Философия и наука нуждаются друг в друге. Философия постоянно обращается к частным наука как к материалу, призванному подтвердить или опровергнуть ее конструкции. Наука тоже нуждается в философии, она, кроме теоретического и эмпирического уровней имеет еще три – уровень философских оснований (в фундаменте) и аксиологический уровень (на вершине), а также в самом своем содержании – уровень философских проблем науки.
Если философия и наука взаимосвязаны и нуждаются друг в друге, значит, необходим синтез трех подходов к пониманию философии науки, которые являются крайностями. Поэтому 4 концепция должна использовать ресурсы предшествующих концепций, интегрировать их.
Тогда задачами Ф.Н. будут: - систематическая философская рефлексия над наукой; - вписывание достижений науки в наличный социокультурный контекст эпохи; - осуществление синтеза научного и философского знания.
Таким образом, философия науки должна быть междисциплинарной областью, а ее предметом – общие закономерности развития научного знания в контексте культуры. Это идеал, в таком виде философия науки сегодня не существует, ее еще нужно строить.
Наконец, нужно сказать еще об одной концепции взаимосвязи естествознания и философии, которая может быть названа диалектической. С нашей точки зрения, она является наиболее корректной и приемлемой из всех выше перечисленных. В чем коротко ее суть? В утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между естествознанием и философией, начиная с момента их появления и выделения в качестве самостоятельных подсистем в рамках единого знания, а также диалектически противоречивого механизма взаимодействия естественно-научного и философского знания.
То, что многие мыслители, особенно в прошлом, одинаково успешно проявляли себя и на философском поприще, и в области естествознания, равно как и то, что многие выдающиеся ученые-теоретики написали немало блестящих книг и статей по философии в целом и по философским проблемам естествознания в частности, – хорошо известный факт из истории культуры, но он еще не является доказательством существования необходимой внутренней взаимосвязи между естествознанием и философией. Ведь в качестве контраргументов можно привести доводы, что, во-первых, подавляющее большинство хороших ученых вообще серьезно не интересовались философскими вопросами своей науки, а во-вторых, мало ли чем занимаются гениальные ученые помимо науки (искусством, общественной деятельностью, религией и т. д.). Это – дело личного интереса каждого ученого и необходимым образом с его профессиональной деятельностью никак не связано.
Доказательство внутренней, необходимой связи естествознания и философии лежит не в плоскости социологического анализа частоты обращения ученых к философскому знанию при решении своих научных проблем, а в анализе возможностей и предназначения естественных, и шире – конкретных наук и философии, их предметов и характера решаемых проблем. Предмет философии, особенно теоретической – всеобщее как таковое. Идеальное всеобщее – цель и душа философии. При этом философия исходит из возможности постигнуть это всеобщее рационально – логически, внеэмпирическим путем. Предметом же любой частной науки является частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, а потому осваиваемый практически.
Характер внутреннего взаимоотношения философии и частных наук имеет диалектическую природу, являя собой яркий пример диалектического противоречия, стороны которого одновременно предполагают и отрицают, а потому необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого. Таким целым выступает человеческое познание со сложившимся в нем исторически разделением труда, имеющим под собой оптимизационно-адаптивную экономическую основу эффективной организации человеческой деятельности.
В этом труде познания окружающей человека действительности философия акцентирует в своем предмете моделирование всеобщих связей и отношений мира и человека, ценой абстрагирования от познания частного и единичного. Наука же не изучает мир в целом или в его всеобщих связях. Она направляет свою когнитивную энергию на познание частного предмета, изучая его во всех деталях и структурных срезах.
Наука сознательно ограничивается познанием отдельного, конкретного, относительно которого возможно эмпирически собирать, количественно моделировать и контролировать достаточно полный и потому впоследствии используемый практически объем информации.
С точки зрения познания действительности как целого и философия, и частные (в том числе естественные) науки одинаково односторонни. Но объективная действительность как таковая безразлична к способам ее познания человеком, она суть единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее в ней существует не иначе как через особенное и единичное, а единичное и особенное – не что иное, как проявление всеобщего. Поэтому адекватное познание действительности, что составляет высшую теоретическую и практическую (биологически-адаптивную) задачу человечества, требует дополнения и взаимопросвечивания результатов философского и частнонаучного познания.
Ясно, что интеграцией философского и естественно-научного знания, наведением «мостов» между ними профессионально занимается достаточно небольшое количество ученых и философов, испытывающих в этом потребность и имеющих соответствующую подготовку в области как философии, так и естествознания. Среди ученых такую деятельность осуществляют, как правило, крупные теоретики, работающие на границе пространства «наука» и последовательно раздвигающие его за счет освоения новых территорий. Фундаментальный характер решаемых ими проблем часто одного порядка с масштабом, сложностью и неоднозначностью философских тем. Философы же обращаются к естествознанию как материалу, призванному подтвердить одни философские конструкции и опровергнуть другие. Особенно это относится к тем, кто интересуется построением онтологических моделей, особенно структурой, законами и атрибутами «материи».
Таким образом, взаимоотношение между естествознанием (частными науками в целом) и философией можно метафорически охарактеризовать как отношение «вражда – дружба». «Вражда» по методам (спекулятивная, свободная, творческая умозрительность философии и логическая рассудочность, опытная контролируемость, однозначно-количественная строгость науки), статусу (высшее, духовное знание философии и эмпирическое, практически-утилитарное знание естествознания), претензиям (мудрость и предметное знание). «Дружба» в рамках ценностного постижения действительности, однако дружба скорее по необходимости, нежели по чистому бескорыстию.
В отличие от натурфилософского и позитивистского редукционизма, стремления подчинить науку философии в первом случае и философию науке – в другом диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности каждого из них, на уважительном и партнерском отношении между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга). Как показывает исторический опыт, лишь путь равноправного сотрудничества является наиболее эффективным во взаимодействии между ними и приносит действительно значимые результаты.
При рассмотрении механизмов и форм взаимосвязи современного естествознания и философии необходимо учитывать сложную структуру самих концепций современного естественно-научного знания. Каждая из наук имеет уровневую структуру организации знания, в которой главными являются эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирический уровень знания формируется в основном за счет осмысления результатов и систематического наблюдения и эксперимента над изучаемым данной наукой объектом или предметной областью. Хотя частично на содержание эмпирического уровня всегда оказывают влияние конкретные теории, задающие восприятие, отбор и интерпретацию эмпирических данных, получаемых с помощью приборов и инструментов, действие которых опять-таки основано на определенных теоретических законах. Как правило, эмпирическое исследование требует от ученого методичности, внимательности, настойчивости, усидчивости, многократной повторяемости опытов, поэтому на результаты эмпирического познания знание философии не может оказывать сколько-нибудь существенного влияния. Здесь порядок и методичность важнее глубоких философских раздумий, а увлечение последними скорее мешает, чем помогает эффективности исследования.
Непосредственным господином опыта является конкретно-научная теория, которая надежно защищает от философского вторжения. Другое дело – теоретический уровень знания, особенно если речь идет о фундаментальных и парадигмальных теориях в той или иной области естествознания. Теории представляют собой логически-организованную и потому идеализированную модель эмпирических фактов и законов. Сегодня хорошо известно, что научные теории логически не выводятся из эмпирических фактов и законов, не являются их индуктивным обобщением, а надстраиваются над эмпирическим знанием в качестве описания особого типа реальности – мира идеальных объектов и взаимосвязей между ними (См. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000). Современные фундаментальные теории естествознания (теории относительности, космологии, квантовой механики, молекулярной генетики, синтетической теории эволюции, общей теории систем, кибернетики, геохимии, геологии, синергетики и многих др.) в своем возникновении, обосновании и функционировании в существенной степени опираются на определенные философские идеи, по существу, используют их когнитивные ресурсы.
Это связано с тем, что в философии сознательно конструируются, часто исходя из чисто логических возможностей мышления, различные альтернативные, но рационально-проработанные модели мира и познания. В этом отношении философия близка математике. И многие естествоиспытатели сознательно заимствуют из арсенала философии такого рода конструкции (идеи атомизма, нелинейности, индетерминизма, системности, эволюции и т. д. и т. п.), приспосабливая их к конкретному предметному материалу, интерпретируя его соответствующим образом. Философия выполняет по отношению к естественно-научным теориям роль, аналогичную той, какую конкретно-научные теории выполняют по отношению к эмпирическому знанию – функцию дедуктивного основания и интерпретационной матрицы, способствуя пониманию теории и вписыванию ее в общий фон рационального знания и социокультуры в целом.
Поскольку современное научное теоретическое знание структурировано и включает в себя теории менее и более общие, постольку влияние философии на теоретический мир является всегда точечным, выборочным. Теоретическое естествознание актуально и вплотную взаимодействует с философией только через свои фундаментальные теории, которые по своему смыслу находятся на границе научного познания, задавая на сегодня его высший уровень, за пределами которого власть науки данного исторического периода заканчивается. Естественным союзником в этом «запредельном» для науки конкретного исторического периода мире выступает философия как рациональная форма мировоззрения. Как показывает историческое развитие наук, граница между теоретическим естествознанием и философией является весьма условной и подвижной, но она всегда существует,
Учитывая важность философского обоснования фундаментальных научных теорий, целесообразно выделять в структуре научного знания не два ее качественно различных уровня (эмпирический и теоретический), а три: эмпирический, теоретический и метатеоретический. В качестве существенной части последнего выступают философские основания фундаментальной теории. Философскими основаниями являются утверждения, рассматриваемые в качестве базисных для некоторой фундаментальной теории. Так, например, для классической механики Ньютона ими являлись философские утверждения о дискретной структуре мира, субстанциональном и абсолютном характере пространства и времени, о возможности мгновенной передачи физического воздействия одного тела на другое и т. д. В основе теории относительности Эйнштейна лежат следующие философские предпосылки: структура мира является непрерывной; пространство и время внутренне связаны между собой и их свойства зависят от скорости движения системы отсчета, скорость распространения физического сигнала является конечной и не превышает скорости света и т. д.
Существуют различные виды философских оснований науки – в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологические, праксеологические.
Приведем примеры каждого из указанных видов философских оснований. Онтологическое: «Бог не играет в кости» (А. Эйнштейн); гносеологическое: «Все объективно значимые теоретические понятия науки должны быть сводимы к эмпирическим» (Э. Мах); аксиологическое: «Истина – высшая ценность науки» (К. Поппер); праксеологическое: «Содержание науки определяется практическими потребностями общества» [Дж. Бернал). Нет единых философских оснований, их набор определяется для разных наук многими факторами, важнейшими из которых являются талант, воля и авторитет создателей новых фундаментальных теорий.
Наличие у фундаментальных наук философских оснований и философских проблем является эмпирическим свидетельством реального взаимодействия философии и конкретных наук. Современные концепции естествознания являются хорошим подтверждением сказанному выше.