Бытие – это основная категория диалектики, которое отражает все то, что существует в мире, т.е. мир в целом, причастность объектов и явлений к существованию. Понятие бытия — центральное философское понятие, предмет изучения онтологии. Бытие устроено иерархически. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».
Небытие — диалектическая противоположность бытия, отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Это состояние временного исчезновения той или иной формы бытия, в рамках которого зарождается иная форма бытия (когда становится тепло снег исчезает как снег и появляется другая форма бытия - вода). Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его. Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия. Небытие – относительная категория, полного (абсолютного) небытия не существует. Бытие и небытие - это единство противоположностей: быть значит умирать, а смерть предпологает возрождение. Но небытие понималось и как источник бытия, как сверхбытие, как божественное Ничто.
Уровни бытия – бытие восходит по вектору совершенствования от уровня к уровню, в числе которых различаются физико-химический, биологический, психический, антропный, социальный, духовный. Последний высший уровень – это логосы (законы и идеи), организующее собой материальное бытие всех других уровней (этот уровень отличен от них, поскольку он относится к сфере духовной (несотворенной) реальности. Каждый из вышестоящих уровней бытия (кроме духовного) включает в себя нижестоящие (человек будучи на антропном уровне, является психическим, биологически и физ-хим объектом). Высший духовный уровень бытия представляет собой тот Разум, который организовал в единое целое гигантскую цепь явлений и объектов материального мира. Уровни бытия структурированы в его отдельных родах, видах и формах.
Виды бытия - материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность (все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества). К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности. Все эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности. Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т. д.) и входят уже в систему материального бытия. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют формы бытия: вещей и процессов природы; человека; духовного; социального.