Согласно психодинамическому подходу Фрейда, в основе неврозов, в том числе травматических или военных неврозов (психологических травм), лежит один и тот же механизм — фиксация на моменте травмы. Травматическое переживание «в течение короткого времени приводит в душевной жизни к такому сильному увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, в результате чего могут наступить длительные нарушения в расходовании энергии» [Фрейд, 19896, с. 175]. Однако для того, чтобы после травматического переживания взрослого человека развился травматический невроз, требуется актуализация детских конфликтов.
Неудовлетворенные потребности, к которым относятся и состояния сильной депривации, порой наносят серьезный ущерб развитию ребенка. Отличительной чертой такой травмы является переживание тревоги дезинтегра- ции _ ужаса перед растворением связного «Я», которое должно быть предотвращено любой ценой. В период раннего детства, когда имеет место такая травма, еще не сформировано связное Эго и его защиты, поэтому, чтобы «немыслимое» не было пережито, в действие вступает вторая линия защит. В рамках психоаналитического подхода эти защиты называют «примитивными» или «диссоциативными».
Когнитивно-бихевиоральная модель
Нередко в основу теоретической концепции, объясняющей механизм развития травмы, кладется принцип рефлекторного обусловливания ПТСР. При этом собственно травмирующее событие выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, вызывающего у человека безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Другие события или обстоятельства, сами по себе нейтральные, но каким-либо образом связанные с травматическим стимулом-событием, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями, вызывающими эмоциональную реакцию (страх, гнев), соответствующую первоначальной травме, по условно- рефлекторному типу. Делаются попытки применять и классическую теорию оперантной обусловленности развития синдрома. То есть предполагается, что если воздействие событий, ассоциативно связанных с основным травмирующим стимулом, ведет к развитию эмоционального дистресса, то человек будет стремиться к избеганию такого воздействия.
Физиологические и биохимические механизмы
При рассмотрении механизмов развития психологической травмы прежде всего следует, видимо, рассмотреть механизмы развития стресса, частным случаем которого она и может рассматриваться (по крайней мере, на ранних этапах).
Канадский физиолог Г. Селье предложил термин «стресс» (англ. «давление», «напряжение») для обозначения приспособительных реакций организма, возникающих в результате любых внешних воздействий и направленных на восстановление гомеостаза — постоянства внутренней среды. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Селье описал синдром биологического стресса (или общий адаптационный синдром) и три последовательно возникающие фазы: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. Возникающие адаптационные реакции при воздействии экстремальных факторов всегда избыточны, поэтому стресс-реакция сопровождается не только приспособительными, но и патологическими изменениями.
Концепция стресса получила широкое признание в психологии. Наряду с физиологическим стрессом был введен физиологические и биохимические механизмы термин «психологический стресс». Р. Лазарус, автор концепции психологического стресса, «впервые стал исследовать психологические процессы как промежуточные переменные, которые опосредуют ответные реакции человека на стрессовые стимулы. Им были выделены два этапа оценки стрессогенного события: оценка наличия и степени опасности, угрозы для индивида и оценка собственных ресурсов, которые могли бы ему позволить справиться с угрозой. Согласно Лазарусу, стресс возникает в том случае, если человек расценивает угрожающие обстоятельства как требующие значительно больших ресурсов, чем те, что у него имеются».